В продолжение
темы
Вертолет NH90 на борту фрегата БОХР "Сенья" © Foto: Forsvaret
Как это принято перед Рождеством в Норвегии, в Стортинге снова обсуждают возможность расторжения контракта на поставку палубных вертолетов для своих ВМС. Возможно и не стоило упоминать об этой национальной забаве, если бы не было прецедентов резких поворотов в судьбе норвежских оборонных контрактов, едва ли не единственный, но самый громкий из которых - отказ от закупки в Швеции САУ "Арчер". Так что, в случае чего, чтобы ни для кого это не стало полным сюрпризом.
Министерство обороны Норвегии утверждает, что оперативная готовность вертолетов NH90 может быть достигнута в 2020-2022 годах. Оппозиционные политики, ссылаясь на
успешный опыт соседей-датчан, настаивают, что если отказаться от этой авантюры прямо сейчас и подписать новый контракт с американцами, как это предлагали
еще пять лет назад, то на поставку первых "нормальных" вертолетов потребуется не более четырех лет. Зато гарантированно.
Отработка взлетно-посадочных процедур вертолета NH90 на палубу фрегата УРО "Р. Амундсен" © Foto: Håkon Kjøllmoen / Forsvaret
Через 16 лет после того, как Норвегия заказала у концерна NHIndusrties 14 NH90 на сумму около 7 млрд. крон (840 млн. долл. по текущему курсу), поставлено всего шесть машин, то есть, примерно по одной в год, причем только в варианте начальной оперативной готовности (IOC). Периодически они используются для тренировок расчетов, задействуются в учениях и
участвуют в авиашоу.
Прием разведгруппы береговых егерей на борт вертолета NH90 береговой охраны (учение "Джойнт викинг-17", Финнмарк, март 2017 г.) © Foto: Forsvaret
Но большую часть времени они стоят на земле в ожидании устранения выявленных недостатков. Из-за этого уже два года после
списания последних "Линксов" корабли береговой охраны ходят на патрулирование без вертолетов, а фрегаты УРО типа "Ф. Нансен" не имели их вообще никогда с самого момента своей постройки.
И хотя в марте фрегат БОХР "Анденес" последним среди трех кораблей типа "Нордкап" ВМС Норвегии
получил техническую сертификацию для эксплуатации вертолетов NH90, но это пока только сами корабли допустили к полетам с них таких вертолетов, а у вертолетов такого разрешения все еще нет.
Детали ограничений стали предметом обсуждения на встрече в министерстве обороны в середине декабря. Они являются секретными, но когда это останавливало норвежских журналистов? Чай,
не финны какие-нибудь. Издание Aftenposten
утверждает, что ситуация мало изменилась за год, когда в январе газета Kyst og Fjord
опубликовала очередной слив. По их сведениям корабли береговой охраны не могут использовать вертолеты NH90 при углах качки более 20 градусов. Это всего-навсего означает, что с этими машинами вообще нельзя выходить в море, потому что даже у самых крупных кораблей БОХР Норвегии - ПК "Свальбард" и фрегатов типа "Нордкап" - в экстремальных погодных условиях Северной Атлантики не так уж и редки крены аж до 50 градусов.
Бортовая качка в 30 градусов для фрегата БОХР типа "Нордкап" - почти обыденное явление. Вертолет NH90 стоит "на приколе" © Foto: Forsvaret
Такое ограничение установил не производитель. В соответствии с ТТЗ NH90 должны быть вполне способны переносить подобные тяготы и лишения. Но после
SHOL-тестов в Нидерландах голландские инженеры честно записали в итогах испытаний, что сохраняется "небольшая вероятность" технических аварий, а итальянцы донесли эти результаты норвежскому заказчику. Врать в такой ситуации - себе дороже.
Франция и Нидерланды, которые купили ту же палубную модификацию NH90, давно уже вовсю используют их. Но в их ВМС нет вертолетонесущих кораблей такого маленького водоизмещения, как у БОХР ВМС Норвегии. Плюс, эти страны в значительной степени вовлечены в производство NH90 и не хотят антирекламы продукции своего ВПК. Но и норвежцы совсем не желают попасть в те самые доли или единицы процентов "небольшой" вероятности, поэтому не разрешают начинать эксплуатацию своих "новых" машин до получения полных гарантий. Замкнутый круг.