Проповедь на Рождество Иоанна Предтечи и память Собора русских святых

Jul 08, 2013 01:15

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Братия и сестры, сегодня Церковь совершает два великих праздника: Рождества Иоанна Крестителя и Собора русских святых. Празднования дня русских святых было установлено на Поместном Соборе в 1917-м году, то есть между этими двумя событиями две тысячи лет. Но даже если брать самое начало христианства на Руси, беседы со славянами свв. Кирилла и Мефодия, крещение Аскольда и Дира в Константинополе, то и здесь почти тысяча лет. Лишь в девятом веке христианство появляется на этой земле.
В день Собора русских святых можно вспомнить о том, что линия новозаветной святости, которая начинается с Иоанна Предтечи (который еще, конечно, стоит между Ветхими Новым Заветом, он и последний из пророков и первый из проповедников), эта линия святости продолжается до сих пор. Мы сейчас читаем Библию и читаем ее целиком, подряд. Мы заканчиваем читать Ветхий Завет книгами малых пророков и сразу переходим в Иоанну Предтече в Новом Завете. И мы думаем, что все это было ясно и просто. Закончил говорить один пророк и начал говорить другой. Но дело в том, что после Ездры, после возвращения из Вавилона пророки исчезли в Израиле. И несколько веков пророков не было. В конце концов, евреи даже собрали такой Собор (точнее это было собрание книжников) еще до Рождества Христова и там они постановили, что Господь больше посылать пророков в Израиль не будет. А если кто и придет, то только лжепророки, совершенно независимо от того, что они говорят. Писание закончено. Все, что Господь хотел сказать нам, Он сказал, зачем нам еще что-то слышать? Много лет пророков в Израиле не было. Действительно, появлялись лжепророки, был основатель ессеев, но истинного пророчества не звучало.
И когда ангел является Захарии и говорит ему, что от него родится пророк, Иоанн Предтеча, то Захария слышит это как что-то удивительное, невероятное. Пророки? Это было когда-то давно. Тогда, во времена Авраама, может быть, при Давиде, тогда, конечно, рожали и женщины в преклонных годах, и Дух Господа говорил через людей и святые вожди народа, судьи и цари, вели народ к спасению. Но теперь! Теперь Закон дан и Писание дано. И все, что осталось - буквально выполнять все его предписания и следовать преданиям старцев. Давать десятину с любой мелочи, считать шаги и строго следить, чтобы не та часть жертвы не досталась не тому. Вот, в принципе, и все. Но и, конечно, надеяться, что однажды, может быть, придет Мессия, но придет как царь земной. И Захария поражен. Он не понимает. Ему это кажется каким-то сомнительным видением, может быть, почти галлюцинацией. Ему проще поверить, что это что-то такое. Все. Все чудеса Господа, которые совершались с самого начала истории, были когда-то там. Но это не про него. Не про современный ему Израиль. И Господь показывает ему чудо. Захария становится немым. До того дня, когда пророку будет дано имя Иоанн. Почему же происходит именно так? И для того, чтобы дать знак людям. Чтобы и люди, которые окружали его, уже слышали и понимали, что Господь с народом, что Он творит чудеса, как и прежде. Что Он не ушел от Израиля, что Он остался. Да. Он молчал, но само это молчание было самой яркой и красноречивой проповедью о том, что наступают другие времена. Что Господь посетил свой народ. Господь пришел. И сейчас должно исполниться последнее пророчество Ветхого Завета. Пророчество о том вестнике, которого Сам Господь пошлет перед Собой. То есть, пророчество об Иоанне Крестителе.
Но что же случилось после? Об убийстве Захарии между храмом и жертвенником говорит Сам Господь Иисус Христос (Лк.11:51). И церковное предание поясняет, что имеется в виду тот самый Захария, отец Иоанна Предтечи. Сам младенец уходит в пустыню. Уже с самого начала, еще до того, как прозвучала проповедь Самого Христа, люди разделяются между собой. И часть людей эту проповедь принимают, а другая часть стремится заставить проповедников замолчать. Они не хотят слышать обличения себя. Что стало с Иоанном Предтечей? За что его убили? Когда царь Ирод, (сын того Ирода, который избил младенцев) бросил свою жену ради жены своего брата, только один Иоанн Предтеча сказал, что это грех. И грех двойной, потому что его брат еще был жив. Когда Ирод об этом узнал, то приказал схватить Иоанна Предтечу. А после, по просьбе дочери этой самой развращенной Иродиады, Иоанн Предтеча был убит. Вот каков блуд. Он разрушает семью, губит царства, лишает разума и губит навечно. Убивший семью сегодня, завтра убивает и человека. В безумии своем пытается заставить замолчать пророка - уста Самого Господа. Действительно, нарушитель одной заповеди становится нарушителем и всего Закона.
Сколько времени прошло… Прошло две тысячи лет. И большую часть этого времени как будь-то бы все были христианами. И государства называли себя христианскими, и их правители. Но вот проходит 19 веков и тот самый Собор, который установил празднование дня Всех русских святых сам оказывается Собором русских святых. Тех святых, которых до того Русская Церковь не знала. Да. Были Феодор и Иоанн, убитые князем Владимиром за веру в Христа, были Борис и Глеб, убитые из-за того, что они отказались устроить гражданскую войну, были святые князья, убитые татарами во время их первого нашествия на Русь, был св. Ермоген, которого практически убили поляки во время Смутного времени. Но святых мученик за Христа в Русской Церкви почти не было до ХХ века. И вот этот самый Собор 17-18 годов оказывается Собором мучеников. Большая часть его участников, или была вынуждена покинуть Россию, или была убита. Св. исповедник Афанасий, прошедший сталинские лагеря, тот самый автор стихир «Земле Русская…», которые пелись вчера на Всенощном бдении, который и составил эту службу. Участник того Собора. Св. Владимир, митр. Киевский, который до избрания Патриарха Тихона был председателем Поместного Собора. Св. Вениамин, митр. Петроградский и множество других святых. Даже и до нашего времени продолжается история мученичества за Христа. Это своего рода дополнение чинов русских святых. Это свидетельство того, что вера Христовой Церкви остается той самой солью, о которой говорил Христос. Подумайте. Если соль добавляют в еду, то она приобретает вкус, и мы можем ее есть. Но если эту же самую соль сыпать на открытые раны человека, то ему это будет причинять невероятную боль. Этот мир, пораженный проказой греха, принимает соль евангельского учения, как боль, как оскорбление для себя, как напоминание о его болезни, о том, что он нуждается в исцелении.
А люди часто хотят забыться. Ищут этого и в каких-то развлечениях, в водке и наркотиках. А могут пытаться искать этого в религии. Пытаться превратить религию в психотерапию. Прийти, послушать музыку, поразмышлять о чем-то своем под что-то такое малопонятное и священное, но не думать о том, что христианство это вызов, брошенный каждому человеку. Это вызов Господа Иисуса Христа - «Будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Неесный» (Мф.5:48). Вызов Его к нам и призыв к святости. Не просто к хорошей жизни по мнению этого мира. Если вы будете делать добро вашим ближним, то также поступают и язычники, вы не достойны тогда никакой награды (Мф.5:45-47). Так говорит Господь. Он зовет нас к высшей возможной праведности, к высшей возможной святости.
А мы часто повторяем ошибку тех ветхозаветных евреев. Когда мы читаем житие преп. Антония Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, то мы думаем об этом так: «Какие замечательные святые БЫЛИ, когда-то были на Руси, а сейчас все закончилось». Может быть, мы решим заказать кому-то из них молебен или почитать акафист, но мы не думаем о том, что мы повторяем ошибку древних иудеев. И мы забываем, что это все обращено к нам. Собор святых земли Русской это пример для нас. Пример того, как люди в самых разных обстоятельствах от Великих князей, правивших всей Русской Землей, как св. Владимир или св. Александр Невский до самых простых, обычных людей, как Феодор Томский, как блаж. Ксения. Все это примеры нам на все возможные случаи жизни. Примеры того, как мы должны жить. Не просто кто-то когда-то там, а мы, сейчас. Не думайте, что Бог не может помочь каждому человеку этого добиться. Как тогда думали, что Господь больше не может никого сделать пророком. Нет. Господь останется с нами во все дни до конца века. До конца этой Вселенной будут святые. Да, в последние времена, не в те «последние времена, которые кто-то находит у себя под подушкой, под кроватью или где-то еще, потому что ему кажется, что вокруг лишь кошмар и ужас и антихрист придет уже завтра. Нет. В те времена, когда христиан действительно будут преследовать и убивать, когда быть христианином будет нельзя, в те времена будет открыт путь мученичества для каждого человека. Как это было в ХХ веке.
Но подумаем, сколько было обычных как будто бы хороших людей, крестьян наших, в которых мы обычно видим душу русского народа, православного народа, которые шли ломать у себя церкви. Был до революции храм на станции «Батарейная» (под Иркутском) и в 30-е годы без всякого ЧК, сами местные жители взяли и разобрали его на стройматериалы для себя. Чему тут удивляться… Люди забыли суть христианства. Они превратили его в обряд, в традицию, даже в то, что требует государство. В обязательном порядке и от всех. А когда государство сказало, что ничего такого от них и не требуется, ничего этого соблюдать не надо, что теперь даже наоборот оно за то, чтобы люди с религией боролись, те люди, которые хотели быть «как все», «я православный, потому что мы все православные», эти люди Церковь предали. И если сами не стали убийцами, то были теми, при чьем молчаливом согласии все это происходило. Кто убивал отцов Поместного Собора 17-18 годов, того Собора, который установил праздник всех русских святых.
Есть всего два пути. Как написано еще в Послании Варнавы, - Путь Жизни и Путь смерти. И если человек не идет по пути жизни, по пути Христа, по пути Креста, которым мир для меня распят и я для мира (Гал.6:14), уже поэтому он идет по пути смерти. По пути, который ведет человека к вечной гибели. Путь для Господа готовил св. Иоанн Креститель, он призывал людей выйти на этот путь и идти на встречу Господу Иисусу Христу. И этот путь должен быть и нашим путем в этой жизни. Молитвами св. Иоанна Предтечи и всех святых в Земле Российской просиявших, да даст нам Господь пройти по этому пути к спасению и вечной жизни в Царствии Небесном с Ним и всеми святыми. Аминь
Previous post Next post
Up