Думаю, в полемике вокруг документа Межсоборного присутствия, который, скорее всего, будет принят ближайшим Архиерейским Собором, не учитывают одного факта. Современные расколы это не Церкви, принявшие еретические учения, и не Церкви, поссорившиеся из-за политических или каких-то иных вопросов (как в случае с РПЦЗ). Это организации, которые создали люди. На самом деле, здесь можно поставить точку, но не все сразу поймут, что это значит. А значит это, что их не создал Бог. Просто некоторые люди, которым не понравилось, что их епископ так-то выступил, например, по поводу ИНН сказали - РПЦ, "Мировое православие" это ложная Церковь. Мы создадим свою, "истинно-православную". Но уже сама эта посылка говорит о том, что они 1. Считают, что истинной Церкви нет в мире. Если она есть, то к ней нужно присоединяться и в ней пребывать. Но раз, по их мнению, нет Церкви Христовой на момент создания какого-нибудь "Синода противостоящих" или СПС Диомида, то Христос солгал о нерушимости Церкви, не исполнил Своего обещания быть с нами "во все дни до скончания века". Ведь как Христос прибывает с нами? Прежде всего в Причащении, которого нет вне Церкви. И если Церкви не было один день за все эти 2000 лет, то и Христа не было с нами один день, а, значит, он не был с нами "во все дни". То есть, за Христом отрицается Божественная безошибочность. Мол, Господи, у Тебя не получилось создать Церковь, но мы ее воссоздадим и еще лучше, чем у тебя получится. В этом отношении ИПЦ - носители чисто реформационной, протестантской экклезиологии. Но, когда они своими действиями вот так ставят себя выше Церкви и Христа, то ни о какой благодати, ни о каком христианстве в подлинном смысле речи быть не может. Поэтому, применительно к ИПЦ "киприановская" экклезиология вполне справедлива. Тем более, что она и создавалась в полемике с аналогичными расколами. Вообще, всегда, когда речь ставится о создании с нуля какой-то Церкви вопреки уже существующей Церкви, то нужно понимать, что к нулю можно прибавить что угодно, но оно останется в своих рамках. 5+0=5. Украинский национализм + УПЦ КП = украинский национализм. В соединении с Русской Церковью он может и перерастает в подлинный патриотизм, в соединении с католичеством - в ополячивание и олатинивание, но перерастает. В соединении с расколом - остается самим собой и скорее заражает собой раскол, чем преображается им. Что и не удивительно - ничто ничего изменить не может. А что может изменить само это "ничто"? Только наполнение его чем-то. В математике спорят о прибавлении к бесконечности нуля (но это и не важно). Но с богословской точки зрения, Бесконечность может наполнить все, что имеет причастие Бесконечности. Только Причастие, только вхождение в реальную, основанную Христом, Церковь, может наполнить этот "ноль" самодельной псевдоцерковности.
А здесь мнение о. Андрей Новикова и комментарий к нему главы АПЭ Кирилла Фролова:
http://kirillfrolov.livejournal.com/1159413.html?mode=reply