Норвежские ракеты NSM будут собирать в США. "Гарпун" - всё?

Jul 22, 2016 05:31



13 июля во время проведения крупнейшей международной авиационно-космической выставки в английском Фарнборо норвежская компания "Конгберг" (Kongsberg Defence Systems - KDS) и ее американский партнер "Рейтеон" (Raytheon) выступили с совместным заявлением о достигнутом ими предварительном соглашении по организации совместного производства ракет NSM (Naval Strike Missile) на территории США. Как сообщается в официальном пресс-релизе, в настоящее время соответствующий контракт находится в стадии разработки.

- Мы планируем, что выполнение окончательной сборки, интеграции и тестирования ракет будет производиться на нашем предприятии в Тусоне, штат Аризона (Tucson, Arizona). Транспортно-пусковые контейнеры будут производиться на заводе в Луисвилл, Кентукки (Louisville, Kentucky), - сообщил представитель "Рейтеон".

Основная причина принятия такого решения - планы участия ракеты NSM в организованном ВМС США конкурсе для вооружения кораблей класса "фрегат", ранее известных как LCS (Littoral Combat Ship - боевой корабль прибрежной зоны).

Предварительное близкое знакомство американских моряков с новой ракетой состоялось в 2014 году. Норвежский фрегат УРО "Нансен" (KNM Fridtjof Nansen) специально обогнул половину земного шара, чтобы продемонстрировать свои новые возможности испытательным пуском NSM в районе Гавайских островов во время проведения крупнейшего на Тихом океане международного учения "Римпак-2014" (Rimpac 2014). Ракета прямым попаданием эффектно поразила корабль-мишень, что стало одним из самых ярких и запоминающихся эпизодов тех маневров.

image Click to view


The USN's decommissioned Newport-class landing ship tank vessel ex-USS Ogden (LPD 5) is hit by a NSM from the Royal Norwegian Navy frigate HNoMS Fridtjof Nansen during a 'RIMPAC' ship sinking exercise on 10 July 2014. Source: US Navy

А в сентябре того же года на ракетном полигоне "Пойнт-Мугу" у побережья Южной Калифорнии был произведен испытательный пуск NSM уже с борта американского корабля прибрежной зоны "Коронадо" (Littoral Combat Ship USS Coronado (LCS 4)).






Сообщается, что первоначально ВМС США закупят небольшую партию ракет со всем необходимым корабельным оборудованием, устройствами, палубными пусковыми установками, приборами и ЗИП, которые будут использоваться при проведении оценки возможностей NSM с планируемым завершением программы испытаний в сентябре 2018 года. Основной испытательной площадкой для NSM в США станет построенный шесть лет назад БКПЗ/ФР "Фридом" (USS Freedom), головной в серии LCS от компании "Локхид-Мартин" (Lockheed Martin)

Согласно официальным заявлениям "Конгсберг", их крылатая ракета NSM в настоящее время является единственным представителем высокоточного оружия пятого поколения класса "корабль-поверхность" с дальностью стрельбы свыше 100 морских миль. Лазерный высотомер обеспечивает ракете полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Тепловизионная система самонаведения способна распознавать ИК-сигнатуры объектов и выделять их на фоне мощных помех, обеспечивая поражение как морских, так и сухопутных целей. В сравнении с КРМБ "Томагавк" (США) и "Калибр" (Россия), ракета NSM хоть и имеет меньшую дальность стрельбы, но при этом пока только у нее конструкция планера выполнена с использованием технологий малой заметности (Stelth) для снижения ЭПР.

Соглашение между "Конгсберг" и "Рейтеон" не стало полной неожиданностью. Представители KDS еще в мае с.г. заявляли о возможности этого, "если им удастся должным образом договориться". Скорее всего, основной торг шел вокруг разделения объемов производства: "Сборка NSM в США должна создать и обеспечить рабочие места не только там, но и в Норвегии". Немаловажную роль в достижении компромисса сыграло наличие богатого опыта кооперации между "Рейтеон" и "Конгсберг", более двадцати лет являющихся партнерами в производстве другой ракетной системы - прекрасно известного специалистам ЗРК NASAMS. В 2014 году было организовано сотрудничество между обоими фирмами по авиационному аналогу NSM - крылатой ракете JSM (Joint Strike Missile) - с целью интеграции ее в состав вооружения перспективного истребителя F-35 и продвижения на мировом рынке вооружения. В 2015 году аналогичное соглашение было заключено по NSM.

Разумеется, такие партнеры не могли не воспользоваться довольно неожиданно открывшейся возможностью побороться за контракт на поставку для всех 52 БКПЗ/ФР ВМС США "загоризонтных ракет" (over-the-horizon-missile). Эта позиция в номенклатуре американских морских вооружений класса "поверхность-поверхность" внезапно опустела, после того, как в 2010 году США отказались от дальнейшего финансирования программы NLOS (Non-Line-of-Sight).

Беззубые красавцы

В 2015 году ушли на покой одни из последних представителей рабочих лошадок Холодной войны на море - четыре фрегата УРО типа "Перри":

5 июля - ФР УРО "Гэрри" (FFG-51), 30 лет службы;
14 июля - ФР УРО "Симпсон" (FFG-56), 30 лет службы;
21 сентября - ФР УРО "Кауффман" (FFG-59), 28 лет службы;
30 сентября - ФР УРО "Тейлор" (FFG-50), 30 лет службы - последний корабль этого типа в боевом составе американского флота.


Численно все они заменялись новыми кораблями типа "Индепенденс" и "Фридом", построенными по программе LCS. Ранее относившихся к классу боевых кораблей прибрежной зоны, их переклассификацировали во фрегаты после того, как это место окончательного стало вакантным. Именно тогда стало особенно заметно то, что ранее скрывалось за прежним красивым, но несколько оторванным от реальности названием. Новые современные и весьма недешевые корабли по большинству реальных боевых возможностей даже отдаленно не приближались к потенциалу своих предшественников, в частности, по борьбе с воздушными и надводными целями.

Удивительно, но в ВМС США до сих пор спорят, нужно ли им ограничиться оружием, которое способно поражать цели только в пределах дальности обнаружения собственными средствами этих кораблей, несмотря на тот факт, что даже ракетные катера других стран давно вооружаются ПКР бóльшей дальности.

Оптимисты успокаивали, что "ежели чего", то в среднесрочной перспективе существующая проблема может быть частично решена за счет модульной конструкции новых фрегатов и, соответственно, оснащения этих кораблей более мощными системами вооружения.

Однако пессимисты меланхолично замечали им в ответ, что для таких успехов в среднесрочной перспективе надо иметь за душой хоть какой-то задел уже сейчас. Однако пока никаких прорывов в обозначенных направлениях не наблюдалось.

В частности, принятые на вооружение в 1977 году и находящиеся до настоящего времени на вооружении ВМС США противокорабельные ракеты (ПКР) RGM-84 "Гарпун" Блок 2 уже не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым новой стратегией применения морских соединений. В американском оборонном ведомстве приложили немало усилий, изыскивая резервы в бюджете на 2016-2020 гг., чтобы в 2017 году приступить к получению новых образцов такого ударного оружия.

В рамках подготовки к перевооружению в апреле 2015 года ВМС США объявили о начале проведения конкурса для закупки партии новых ракетных комплексов, сразу обозначив, что теперь им желательно иметь не просто ПКР, а универсальные по целям КР, обозначив их как STS-ракеты (Surface-To-Surface Missile), то есть, те самые ракеты класса "поверхность-поверхность". К участию в тендере пригласили концерн "Боинг" (США) с модернизированной ПКР "Гарпун" (RGM-84), группу компаний "Конгсберг/Рейтеон" (Норвегия-США) с их NSM, а также концерн "Локхид-Мартин" (США), начавший в авральном режиме переделывать в КР/ПКР свою авиационную ракету AGM-158C LRASM.

Тогда же в апреле представители руководства "Боинг" объявили о некоторых обстоятельствах своего участия в конкурсе. Согласно их заявлениям, компания уже приступила к НИОКР по программе "Гарпун следующего поколения", предусматривающей увеличение в два раза боевого потенциала и эффективности состоящих на вооружении ракет типа RGM-84 "Гарпун" Блок 2, оснастив их облегченной боевой частью массой 300 фунтов (около 180 кг), более экономичными двигателями, а также топливными баками увеличенной ёмкости. При этом дальность полета ракеты возрастет со 124 до 248 километров.



Пуск ПКР RGM-84 "Гарпун" Блок 2

Разработку опытного образца, получившего предварительное условное обозначение "Гарпун-NG" (Harpoon Next Generation), "Боинг" планирует завершить в 2016 году, с готовностью к серийному производству новой ракеты уже в 2018 году. При этом в качестве ее потенциальных заказчиков рассматриваются как ВМС США, так и 29 других стран, которые ранее закупали ракеты этого типа.

В жесткой конкуренции с "Конгсберг/Рейтеон" и "Локхид-Мартин" компания "Боинг" намерена использовать свой главный аргумент - в арсеналах ВМС США скопилось значительное количество требующих модернизации ракет RGM-84 "Блок 2" (всего для нужд американских и зарубежных ВМС было произведено около 7500 ПКР этого типа). Стало быть, в целях экономии бюджетных средств наиболее целесообразно при выборе подрядчика отдать предпочтение именно "Боингу". Другим важным экономическим фактором проекта "Гарпун-NG" станет относительно невысокая стоимость производства новой ракеты. За счет необходимости минимальных изменений в оснастке сборочных линий их цена теоретически не должна быть больше 1,0-1,2 млн. долларов за единицу, что лишь незначительно превышает аналогичный показатель для "Блок 2".

Следует отметить, что для союзников решение США о возможной модернизации и замене ракет "Гарпун" стало неприятным сюрпризом. В частности, по заявлениям министерства обороны Великобритании, военно-морские силы страны не смогут к 2018 году обеспечить (прежде всего, по финансовым соображениям) качественное сервисное обеспечение работ, связанных с внедрением новой версии "Гарпун", что потенциально ограничит боевые возможности ВМС. До настоящего времени Лондон не оставляет попытки договориться с Вашингтоном о возможном переносе сроков замены своих ракетных комплексов на 2020, а лучше даже на 2023 годы в случае продвижения на рынок продукции компании "Боинг", поскольку нуждается в проработке данного вопроса и начале собственной программы модернизации ПКР "Гарпун".

Кроме того, по последним заявлениям представителей "Боинг", руководство концерна ожидает получить от командования ВМС США четко сформулированные требования к боевым возможностям и параметрам новой ракеты, прежде, чем приступить к работе. Прежде всего, данный вопрос связан с продолжающейся дискуссией о том, по какому пути должен идти процесс перевооружения американских ВМС с учетом растущей морской мощи Китая. Аналитики Конгресса США в течение последних лет ставят под сомнение способность национальных ВМС противостоять в среднесрочной перспективе растущим технологическим достижениям ВПК КНР.

По оценке американцев, Китай строит современный и мощный флот, который из скромной региональной морской группировки превратился в реальную силу, способную проводить операции в отдаленных акваториях Мирового океана. Исходя из этого, программы перевооружения американских боевых кораблей, включая модернизацию ракет "Гарпун", должны учитывать возможное противостояние с военно-морскими силами Китая.

Если оценивать шансы участников тендера, то явным аутсайдером выглядит "Локхид-Мартин". Говорите, надо из положения "лежа" сделать "на коленке" ракету корабельного базирования на основе ее авиационного варианта LRASM, который еще сам не прошел все испытания? Это фантастика. Опять же, они со своей LRASM уже выиграли конкурс на поставки ПКР для авиации флота, обойдя там тех самых "Конгсберг/Рейтеон" и "Боинг". А американцы не любят складывать все яйца в одну корзину. По существующим понятиям, заказы надо равномерно распределять между конкурентами.

Их конкурент, ракета NSM - один из самых широкоизвестных в узких кругах долгостроев - за двадцать лет своего существования теоретически должна была избавиться от всех возможных детских болезней, что и подтверждается успешными испытаниями последних лет. Другие ее потенциальные плюсы - пассивная тепловизионная головка с режимом наведения по наземным целям, технологии "стелс", полная готовность к производству. Объединение усилий с американской "Рейтеон" теоретически делает ракету "почти своей", тем самым уменьшая количество возможных бюрократических препон.

Но предпочтительнее всего выглядят позиции "Боинг". Они рассчитали все точно - модернизированные "Гарпуны" по критерию "эффективность-стоимость" представляют собой наиболее выгодный вариант замены стоящих на вооружении ракет. В условиях проблем с финансированием это может стать решающим фактором при выборе победителя конкурса. В минусах - однозначная будущая инженерная "сырость" новой ракеты. Хоть ее конструкция и будет базироваться на старых проверенных решениях, и можно будет использовать наработки по так и не реализованному морскому варианту авиационной КР SLAM (Standoff Land Attack Missile), но она явно еще доставит немало хлопот и головной боли.

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в название, вот вам моё мнение - рано еще зарывать "Томагавки" хоронить "Гарпуны". А если (когда) их триумфальное возвращение все-таки состоится, тут и NSM тоже может кое-что перепасть. Например, закупят малой серией. Типа, для действий в холодных водах полярных морей - самое то. Ведь в свое время тот же норвежский "Пингвин" именно с такой формулировкой они взяли для своих палубных вертолетов. А NSM, как никак, его прямой и единственный наследник.

В общем, как говорится, поживем увидим.


joint strike missile (jsm), kongsberg, littoral combat ship, boeing, rgm-84 harpoon, naval strike missile (nsm), raytheon

Previous post Next post
Up