Все-таки будет конкурс: Чем заменят норвежские "Леопарды"?

Oct 31, 2020 17:47

В продолжение темы:



Танки Leopard 2А4NO 2-й танковой роты "Бронебатальона" бригады "Север" © Forsvaret

Свершилось. На прошлой неделе в базе данных госзакупок Doffin агентство FMA (Forsvarsmateriell) министерства обороны Норвегии опубликовало объявление об обзоре рынка ОБТ для получения информации о поставщиках, технических характеристиках их продукции, уровне зрелости и доступности технологий для подготовки обоснования к решению по программе "Проект 9360 - Танковый потенциал армии" (Prosjekt 9360 - Stridsvognkapasitet til Hæren). Приобретение планируется на конкурсной основе, к участию приглашаются компании полного цикла производства. Рамочная стоимость программы оценивается в сумму 12-15 млрд. норвежских крон (1,2-1,5 млрд. долл. по текущему курсу).

Ранее, 16 октября правительство представило новое предложение по долгосрочному плану развития вооруженных сил (PDF, букмол). В документе говорится, что план закупки ОБТ должен быть представлен на утверждение Стортингу к лету 2021-го с поэтапным вводом новой техники в эксплуатацию в 2025-2030 годах.



Leopard 2А4NO 1-й танковой роты батальона "Телемарк" бригады "Север" © Forsvaret

За несколько последних лет состояние и перспективы обновления танкового парка норвежской армии стали одними из наиболее острых и обсуждаемых проблем для всех вооруженных сил. Из 52 танков Leopard 2А4NO, произведенных в 1983-1985 годах, ранее бывших в эксплуатации в ВС Нидерландов и поставленных Норвегии в 2001 году, на балансе вооруженных сил в настоящее время числится 46 единиц, из которых 39 находятся в подразделениях механизированной бригады "Север", семь законсервированы на базах долговременного хранения, а шесть остальных используют в качестве источника запасных частей для строевых машин.

В период эксплуатации в Норвегии танки прошли ряд усовершенствований в рамках начатой в 2015 году программы "Проект 5050 - Модернизация танков Leopard 2". Однако, после реализации первого этапа в июне 2018-го ее официально закрыли из-за экономической нецелесообразности. Прежде всего, это определяется постоянным ростом стоимости эксплуатации из-за дефицита запасных частей целого ряда подсистем, наиболее критичными из которых считаются СУО, лазерный дальномер и приборы наблюдения командира. Кроме того, значительные проблемы представляет ремонт электропривода поворота башни и даже освещения боевого отделения. Компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW) прекратила выпуск этих систем, а повторное мелкосерийное производство оригинальных деталей существенно повышают стоимость и затягивают сроки поставок даже простейших из них.

В связи с этим в соответствии с долгосрочным планом развития вооруженных сил (2017-2034) в рамках технического переоснащения сухопутных войск Норвегии спланирован вывод из эксплуатации ОБТ Leopard 2А4NO, как выработавших эксплуатационный ресурс, в целом устаревших и не соответствующих требованиям современного боя. Заменить их должны машины того же класса, лишенные таких недостатков.

Но когда министерство обороны озвучило планы этой замены, оказалось, что начало выбора типа и количества новых ОБТ они наметили себе аж на период после 2025 года, когда в Норвегии сменится правительство в западных странах ожидается появление ОБТ следующего поколения. А закупать или брать в аренду существующие посчитали экономические неэффективным. Это немедленно вызвало ожесточенные межпартийные споры в Стортинге. По экспертным оценкам, реальным сроком создания новых танков считаются 2035-2040 годы, и попытки поддерживать до этого времени боеготовность и боеспособность произведенных в 1980-х Leopard 2А4NO выходили за рамки разумного. Градус напряженности в дискуссии достиг такого уровня, что к критике решения присоединилась даже одна из партий правящей коалиции

Наконец правительство пошло на попятную. В мае 2020-го министерство обороны официально сообщило, что изучает возможность переноса с 2025 на 2021 год начала приобретения новых ОБТ. Конспирологи с подозрением ждали, объявят ли открытый тендер, или попробуют протащить под видом модернизации решение о внеконкурсной закупке более современной модификации Leopard 2 для экономии времени и денег. Но в министерстве обороны не рискнули - уж больно токсичная тема. Теперь, если весной 2021 года правительство и парламент Норвегии одобрят предложение агентства FMA о закупке, то в рамках его реализации в начале 2022 года должен быть проведён полный цикл сравнительных испытаний конкурентов, включая зимние, по результатам которых будет принято окончательное решение по выбору конкретного варианта приобретаемой техники.

Понятное дело, что всё это ужасный секрет и страшная коммерческая тайна, но ещё в мае люди "в теме" уже рассказали журналу Forsvarets forum, что в качестве наиболее вероятных вариантов закупки рассматриваются германский ОБТ Leopard 2A7V от все той же KMW и внезапно K2 Black Panther южнокорейской компании Hyundai Rotem. Очередной недавний опрос экспертов журналистами компании TV2 подтвердил, что претенденты остались прежними. Ни американский Abrams, ни французский Leclerc, ни английский Challenger в список кандидатов не попали.




Слева - Leopard 2A7V, справа - K2 Black Panther

Не вижу смысла долго распространяться о Leopard 2A7V. Впервые представленный прототипом ещё в 2010 году на международной выставке вооружений в Париже, к настоящему времени он производится серийно, принят на вооружение в нескольких странах и уже рассмотрен военными экспертами всего мира сверху донизу, во всех возможных ракурсах.

Но нас интересует только Норвегия, и здесь нужно заметить, что прикрытая программа "Проект 5050" предусматривала пакет модернизации, практически идентичный конфигурации Leopard 2A7V, за исключением пушки L55, которую посчитали "излишне мощной" для типовых ФГУ страны с преимущественно лесисто-гористой местностью. То есть, A7V явно нравился норгам изначально. Но при этом борьба за повышение защищённости предусматривала установку на корпусе дополнительного модульного бронирования, включая днище и башню машины, что приводило к росту боевой массы различных вариантов этой модификации, начиная с 62,5 тонн и до совсем неприличных свыше 67. И при этом у танков нет КАЗ. Правда, в начале прошлого года объявили о планах установки к 2022-му на танках Leopard 2A7V СВ Германии израильской КАЗ Trophy (Меиль руах - ветровка) компании Rafael Advanced Defense Systems. Первые 17 танков с уже интегрированной системой должны поставить до 2021 года, а в 2023 году подразделение Бундесвера с ними войдет в состав VJTF (Very High Readiness Joint Task Force) ОВС НАТО.

Ранее KMW уже тестировала израильские КАЗ Trophy и Iron Fist на Leopard 2 параллельно с национальным аналогом ADS (Active Defence System) от Rheinmetall. Правда, тогда эти опции оказалась невостребованными у заказчиков.




Слева - эскизное изображение КАЗ Trophy на ОБТ Leopard 2, справа - Rheinmetall ADS active protection system © Photo: Rafael / Rheinmetall

В связи с этими обстоятельствами появляются некоторые шансы и для участия в конкурсе предложения от Hyundai Rotem. Принятый в 2014 году на вооружение армии Южной Кореи ОБТ K2 Black Panther значительно легче Leopard 2A7V - всего 55 тонн. Это вполне соответствует нормам эксплуатации дорог в Норвегии. За счет установки на машину автомата заряжания экипаж сокращен до трех человек, что позволило повысить плотность компоновки и уменьшить боевую массу.



Bilde © Hyundai Rotem

Нужно заметить, что далеко не все считают это достоинствами. Норвежские форумы полнятся стенаниями бывалых танкистов, жалующихся, как трудно будет окапывать/ маскировать/ обслуживать/ ремонтировать машину без такого незаменимого члена экипажа как негр заряжающий. Ну, а то внутреннее пространство, которое считается нормальным для миниатюрных и неприхотливых корейцев, европейцам кажется ужасной теснотой. В том числе и поэтому в версии K2PL для Польши специалисты Hyundai Rotem удлинили корпус и вставили в ходовую дополнительный седьмой каток, представив проект новой модификации месяц назад на 28-й международной военной выставке MSPO в польском Кельце.




Слева - К2, справа - K2PL © Hyundai Rotem

В остальном же K2 Black Panther пока явно серая лошадка - мало кто может похвастаться, что видел ее в реале, а уж тем более испытывал, да еще в сравнении с другими машинами. Вон, американцам повезло, да разве они правду скажут?




Военнослужащие 2-ой пехотной дивизии СВА США осматривают корейский К2 в 2015 году. Люки нестандартной формы, может корейцам и удобно, но американцу судя по фото не особо © U.S Army photos by 2nd Infantry Division



Место наводчика XK2

Но на бумаге все выглядит очень неплохо. Норги просто в восторге от характеристик его пушки (аналог всё той же L55) с автоматом заряжания из механизированной укладки на 16 выстрелов.











K2 Black Panther Autoloader

Всех прикалывает полуактивная гидропневматическая подвеска, которая дает возможность регулировать клиренс от 0,55 до 0,15 метра и изменять наклон корпуса, компенсируя поперечный крен при действиях на пересеченной местности или увеличивая вертикальные углы наведения пушки до -20...+24 градусов. Так сказать, встав "на колени" или присев "на задние лапы", танк может стрелять вниз или атаковать такие цели, как низколетящие вертолеты. Кроме того, на высокой скорости по испытательному треку подвеска создает "эффект плавания", когда гусеницы улавливают неровности, компенсируя тряску и повышая точность стрельбы с ходу. Кроме того, если двигаться с приподнятой передней частью, то повышается проходимость по глубокому снегу.











Оборудование подводного вождения для форсирования подводных преград глубиной до 4 метров:











На танке K2 стоит современная СУО, способная обеспечивать дублированное управление огнем. В случае нештатной ситуации она может автоматически обнаруживать и сопровождать цели с использованием данных, получаемых по каналам связи от других машин подразделения. Black Panther является одним из немногих современных танков, штатно оснащенных системой опознавания "свой-чужой" по стандарту NATO STANAG 4579 (первым еще в середине 2000-х стал французский Leclerc, начиная c 3-й серии SXXI). Расположенный на стволе пушки запросчик по команде наводчика посылает в направлении цели кодированный сигнал на частоте 38 ГГц. При получении ответа СУО автоматически идентифицирует цель как "свой" и блокирует стрельбу. При отсутствии обратного сигнала цель считается объектом противника и СУО дает разрешение на открытие огня.





В качестве пассивной защиты ОБТ K2 Black Panther используется модульное комбинированное бронирование, но тип его упорно именуется "секретным". Для западных разработчиков считается нормой, чтобы башня танков выдерживала попадание из своего же орудия. Так вот, на испытаниях южнокорейский танк подтвердил соответствие этому требованию при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами APFSD с отделяющимся поддоном и вольфрамовым сердечником.

Возможности композитного бронирования дополняет динамическая защита с активной броней, а также комплексом РЭБ Softkill с двумя радиолокационными и четырьмя лазерными приемниками RWR (Radar warning receiver) и LWR (Laser warning receiver). При облучении система автоматически подает команду на включение передатчика помех и/или отстрел дымовых гранат VIRSS (Visual and Infra-Red Screening Smoke) в направлении возможной атаки.



K2 Black Panther Tank Soft-Kill APS: BLUE - Laser Warning Receivers; RED - Radar Warning Receivers; GREEN - VIRSS Grenade Launchers; WHITE - Jammer

При подрыве они формируют дымовую завесу, маскирующую танк в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах.

Не устану повторять - южнокорейские дымовые гранаты самые няшные среди аналогов всего мира:












Кроме того, в Южной Корее разработан собственный вариант КАЗ Hardkill, незамысловато названный KAPS (Korean Active Protection System). Поначалу рассматривали возможность закупки российской КАЗ "Арена", но позже передумали. Вместо этого в 2006 году управление оборонных закупок DAPA (Defense Acquisition Program Administration, 방위사업청) выделило НИИ оборонных исследований ADD (Agency for Defense Development, 국방과학연구소) 36 миллионов долларов на проведение НИОКР до начала 2011 года.









КАЗ KAPS состоит из центрального процессора, двух многопанельных блоков трехкоординатной РЛС поиска и слежения с активными фазированными решетками на щеках башни, а также двух ИК-детекторов и двух поворотных 70-мм двухствольных ПУ на крыше по бокам.




Небольшие размеры пусковых позволяют упрятать двигатели и редукторы их привода под броню крыши башни.





Приближающиеся объекты обнаруживаются, идентифицируются, в случае угрозы на них наводятся ПУ и выстреливаются осколочно-фугасные противоракеты, которые взрываются на пути цели, образуя облако вольфрамовых шариков. Такая система эффективна только против боеприпасов РПГ и ПТУР, максимум - для ОФ снарядов, но никак не кинетических пенетраторов. И нельзя стрелять, если поблизости находится пехота.





Согласно официальным данным, КАЗ KAPS обнаруживает атакующие боеприпасы на расстоянии до 150 м, время реакции системы варьируется от 0,2 до 0,3 с, обеспечивая подрыв противоракеты на расстоянии 10-15 м от танка.

Как водится, в отведенные сроки к 2011 году не уложились, но задержка вышла небольшой, и в 2013-м отчитались об успешных испытаниях прототипа КАЗ. Для доводки системы их многократно повторяли последствии обстрелом ОБТ Black Panther из российских РПГ-7 и ПТРК "Метис".



Испытания КАЗ KAPS на K2 Black Panther против выстрела гранатомета РПГ-7

К настоящему времени самым главным недостатком KAPS следует считать то, что армия Южной Кореи сама так и не закупила ее, хотя заявляет, что такое положение дел исключительно из-за дефицита военного бюджета. Цена за единицу системы составляет 670 млн. вон (600 тыс. долл.), а танков у них только современных более 1000.

Ниже представлено видео испытания КАЗ KAPS на ОБТ К2.

image Click to view



Опционально, на корейских К2 дополнительно устанавливают глушители на выхлопные трубы двигателя:





С точки зрения возможных проблем для участия K2 Black Panther в норвежском конкурсе одной из основных видится использование на нём двигателя германской компании MTU Friedrichshafen с трансмиссией фирмы Renk той же национальности. Когда дело доходит до таких жирных контрактов нельзя исключать, что правительство ФРГ будет интриговать, противодействуя реэкспорту продукции немецких производителей. В Hyundai Rotem работают над импортозамещением для танковых силовых установок, но пока они не стали свершившимся фактом.

Ну, и наконец сущая мелочь - цена одного танка K2 Black Panther при закупках для южнокорейской армии составляет 85 млрд. вон (7,5 млн. американских долларов), а стоимость германского Leopard 2A7V на международном рынке вооружений более 10 млн. долл.

Занятно, что в своей инфографике Youtube-канал The Buzz приводит несколько иные данные, мягко говоря - немец 5,75, а кореец 8,5 млн. долл. Тем самым немецкий танк превращается в абсолютное Überwaffe. К2 превосходит его разве только по боекомплекту спаренного с орудием 7,62-мм пулемета.








https://youtu.be/biaFzuP_kGM

Разумеется, в Норвегии мнение этого канала будут учитывать в последнюю очередь. Вместо этого примут к сведению скрупулезное соблюдение графика поставок бронетехники с предприятий Южной Кореи, несмотря на пандемию COVID-19, по опыту текущей закупки 24 155-мм САУ К9 Vidar. Это большой плюс на фоне известной загруженности KMW заказами на Leopard 2A7V.

Но и заточенная под немецкие танки система эксплуатации, и прежний опыт у них останутся, а по боевым возможностям у Leopard 2 мало конкурентов.

Вот, например, как раз из Латвии подоспели новости после учения Iron Spear 2020/2 многонациональной бригады НАТО еFP (enhanced Forward Presense). Одним из его этапов стали соревнования на полигоне Адажи для определения лучшего экипажа ОБТ и БТР/БМП. В них приняли участие 44 бронемашины 12 стран - Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Латвии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Словакии и Франции.

На первом этапе IRON CUP trophy соревновались БТР LAV-6 и LAV-2 Coyote Канады, FV103 Spartan и БМП Warrior Великобритании, VCC-80 Dardo Италии, ASCOD Pizarro Испании, CV-9035 Нидерландов, Дании, Латвии и CV-9030 Норвегии.

Во втором этапе IRON SPEAR trophy участвовали английские ОБТ Challenger 2, французские Leclerc, польские PT-91 Twardy, итальянские гусеничные Ariete и колесные Blindo Centauro, а также целый выводок "кошек" - немецкие Leopard 2А6, испанские Leopard 2E, норвежские Leopard 2А4. Брелоком к ним пристегнули БМП-2 Словакии, которые соревновались с ОБТ, как официально заявили из-за ограничений по дальности стрельбы - у них более мощное вооружение, чем на других БМП.





Программа соревнований включала в себя совершение марша по кольцевому маршруту с последовательным преодолением естественных и искусственных препятствий, а также ведением огня по мишеням на дистанциях 500-2200 м на трех участках стрельбы из орудия (с места - прямо по ходу, в движении - с фланга, в движении - отражая атаку с тыла), а также на одном участке стрельбы из спаренного пулемета (с места и в движении). При этом каждое соревнование проводилось дважды - в дневное и ночное время. Экипажи оценивались по скорости, времени прохождения участков, точности стрельбы, а также по действиям при различных вводных. За допущенные ошибки в упражнениях начислялись штрафные баллы.





Так вот, экипажи боевых машин батальона "Телемарк" бригады "Север" взяли первые места в обеих номинациях, чем норги заслуженно гордятся.



Призы Iron Spear и Iron Cup

Просто для справки - среди БМП у Норвегии первое и пятое место, второе занял экипаж из Нидерландов, а третье у Испании.

А вот с танками гораздо интереснее - все первые пять мест заняли только "Леопарды", значительно опередив по очкам экипажи английских "Челенджеров", польскиих ПТ-91 и французских "Леклерков". На втором месте испанский экипаж, отставший от победителя всего на четыре секунды. Итальянцев и словаков в итоговых описаниях вообще не упоминают.









При этом экипажи всех модификаций танков Leopard 2 сталкивались с одинаковой проблемой при выполнении упражнения по стрельбе назад. В мирное время разработчики ОБТ Leopard 2 запрещают стрельбу из 120-мм орудия в кормовых курсовых углах из опасений повреждения ходовой части в связи с перегруженностью передних катков. В ходе соревнований на Iron Spear 2020/2 это обстоятельство существенно ограничивало подвижность Leopard 2 всех наций, требуя от них разворачиваться на 180 градусов перед выстрелом из пушки, а затем обратно для продолжения движения. Тем не менее, даже при таком ограничении экипажи ОБТ Leopard 2 продемонстрировали самые высокие результаты.

#IRONSPEAR Fire Power Demonstration was a big hit! 12 nations accross the Battle Groups from the Baltic States participated. eFP Battle Groups symbolise the spirit of our Alliance, which is best summed with a powerful set of seven words: All for one and one for all. #WeAreNATO pic.twitter.com/4fT7uDtrli
- NATO eFP Battle Group Latvia (@eFPBGLatvia) October 16, 2020

Facebook post

В целом же, хоть у проекта K2 Black Panther и есть несколько изюминок, но вероятность закупки Leopard 2A7V для норвежской армии пока кажется гораздо более высокой.


cv90, Hæren, prosjekt 9360, iron spear, brigade nord, cv9030n, Южная Корея, hyundai rotem, norway, #ironspear, Норвегия, #wearenato, мбр "Север", leopard 2, forsvaret, k2 black panther

Previous post Next post
Up