Загадка датской природы

Jun 02, 2018 23:50

Среди многочисленных фотографий в материале "Как мы буксировали плавучую АЭС" обнаружились несколько любопытных снимков. В частности, вот такой:



Когда мы проплывали территорию Дании в небе возникли и воздушные наблюдатели.

Загадка: что за неопознанный летающий объект поймал в видоискатель своего фотоаппарата коллега aslan?

Ответ под катом.



До недавнего времени в Дании наиболее оперативным и эффективным средством освещения обстановки в морских акваториях являлись три патрульных самолета Bombardier Challenger CL-604 412-й авиаэскадрильи ВВС. Каждый из них оборудован комплектом современного БРЭО в составе РЛС бокового обзора, поисковой РЛС и комбинированной ИК/ТВ ОЭС. Самолеты этого типа вполне соответствуют предъявляемым к ним требованиям по уровню и объемам решаемых задач. Однако в связи с реализацией текущих планов по наращиванию военного присутствия в Арктике ожидается, что эти силы будут все более активно использоваться для контроля обстановки в обширной зоне над Гренландией и в акваториях вокруг острова.

В связи с отвлечением всех наличных и довольно ограниченных ресурсов для решения ранее несвойственных им задач, появилась необходимость поиска новых возможностей для контроля традиционных районов вокруг континентальной части страны. С этой целью руководство Дании реализует комплекс мер, за основу которых принято использование самолетов гражданской авиации в интересах вооруженных сил.

Следует отметить, что у Дании ранее уже имелся определенный опыт подобного рода. Так, с 2007 года Хемверн ВВС (Hjemmeværnet) арендовал на пять лет восемь одномоторных самолетов "Цессна" различных типов. Однако ограниченная дальность и низкая скорость полета не позволяли им осуществлять мониторинг морских акваторий с требуемой эффективностью. Кроме того, самолеты не были оборудованы специальными поисковыми средствами, а основной способ ведения разведки заключался в визуальном наблюдении за обстановкой с ведением фото- и видеосъемки экипажем через иллюминаторы. По этой причине на завершающем этапе самолеты "Цессна" использовались, в основном, в качестве учебных воздушных целей при проведении учений, например, для кораблей ВМС. За пять лет их лишь пять раз привлекали к участию в поисково-спасательных операций на море, и в дальнейшем ВС Дании решили отказаться от продолжения их аренды.




Экипажи Хемверна, самолеты Cessna 172S Skyhawk и SPF.177RG Cardinal в аэропорту Роскилле

Вместо этого еще в конце 2012-го приняли решение в начале 2013-го арендовать через тендер ЕС четыре современные двухмоторные винтовые машины, укомплектованные четырьмя экипажами каждая. Однако процесс затянулся, а амбиции существенно снизились - первая попытка потерпела неудачу, когда два полученных предложения оказались неадекватными. И только в октябре 2014-го министерству обороны Дании удалось заключить договор с люксембургской компанией CAE Aviation на поставку двух легких самолетов BN-2В "Дифендер" (Britten-Norman Defender). Самолет с двумя поршневыми двигателями является военной версией гражданской модификации BN-2В "Исландер" (Britten-Norman Islander) и предназначен для выполнения ряда обеспечивающих задач, включая транспортировку небольших грузов, переброску личного состава, эвакуацию раненых, патрулирование и ведение разведки.

При выборе именно такого варианта одним из основополагающих критериев стала низкая стоимость эксплуатации летательных аппаратов, которая примерно в полтора раза ниже, чем, например, у наиболее доступных из всех возможных вертолетов, не говоря уже о самых современных типах винтокрылой техники.

В соответствии с положениями договора, оба самолета BN-2В "Дифендер" арендованы на условиях лизинга сроком на пять лет с возможностью последующего продления еще на два года. Стоимость контракта составила 8,3 млн. датских крон в год (1,2 млн. долларов), суммарно за пять лет 41,5 млн. крон (6,0 млн. долларов). В эту стоимость входят первые 900 учебных летных часов, а также полный комплекс МТО самих самолетов и их оборудования в течение всего срока эксплуатации. В дальнейшем планируется регулярная пролонгация контракта на сходных условиях.

При первом тендере надеялись, что годовая аренда четырех самолетов обойдется в 4 млн. крон в год (580 тыс. долл.). Фактически сумма выросла более, чем в два раза и всего для двух машин.



Первый из арендованных самолетов BN-2В "Дифендер" (рег. № OY-FHA)

Первый самолет передали ВВС Дании мае 2015 года, второй - в июле того же года. В феврале 2016-го оба самолета официально включили в состав 270-й авиаэскадрильи Хемверна ВВС с пунктами постоянного базирования на авиабазе Ольборг и в аэропорту Роскилле соответственно.




Самолеты поддерживаются в круглосуточной готовности к ведению разведки в течение всего года, при этом для подготовки к вылету требуется не более часа. Экипажи самолетов, включая пилотов - добровольцы Хемверна, располагающие открытой лицензией коммерческого пилота CPL (Commercial Pilot License).



Самолеты BN-2В "Дифендер" в аэропорту Роскилле

Оба самолета оснащены комплектом современного БРЭО, включая электронно-оптиченскую систему WESCAM MX-15 американской компании L3Harris которая позволяет вести наблюдение и съемку в темное время суток и в условиях пониженной видимости. Датчики ОЭС смонтированы в едином шаровом блоке на виброизолированной, стабилизированной в пяти плоскостях платформе, установленной на поворотном основании, закрепленном на выносной штанге слева и ниже фюзеляжа перед центропланом самолета. Такая конструкция обеспечивает стабильное видеоизображение на скорости до 350 км/ч.




BN-2B-26 Islander, OY-FHA, 523 G, 22. june 2015

В состав ОЭС входят тепловизионная камера; цветная ТВ-камера; HD-камера низкой освещенности; лазерный дальномер; лазерная подсветка цели. Вращение датчиков обеспечивает угол их горизонтального наведения 360°, вертикального - от +30° до -120°. Температурный режим эксплуатации: от -40°С до +55°С.

Фото- и видеоизображения в форматах высокого разрешения HD и Full HD выводятся на экран оператора в кабине, а также могут транслироваться наземным потребителям как на стационарных объектах, так и на подвижных носителях, для чего применили специальный портативный приемник изображений HHT3 (Hand Held Terminal 3139).





Используемый при этом один из вариантов стандарта коммерческой мобильной связи позволяет при необходимости принимать сигнал также и на обычные смартфоны или планшетные компьютеры после установки на них соответствующего спецпрограммного обеспечения.









Самолеты BN-2В "Дифендер" используются в интересах различных государственных структур страны, к основным из которых относятся вооруженные силы, полиция, экстренные службы, налоговая администрация. При этом самолеты привлекаются для решения широкого спектра задач:

• ведение воздушной разведки;
• патрулирование морских, прибрежных и приграничных районов;
• поддержка поисково-спасательных действий на суше и в море;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций, включая обнаружение очагов лесных пожаров;
• мониторинг экологической обстановки акваторий, включая обнаружение районов загрязнения и разливов нефтепродуктов;
• постановка буев для маркировки районов экологического загрязнения акваторий и проведения поисково-спасательных операций;
• ретрансляция радиосвязи, транспортировка пассажиров и грузов при решении всех вышеуказанных задач.




bn-2в britten-norman defender, Дания, denmark, cl-604 challenger

Previous post Next post
Up