Парад в Москве завтра будет озарен Центральной Мечетью РФ

Nov 02, 2012 17:31



Второго октября 1552 года после двухмесячной изнурительной осады и жестокого штурма, сбив Арские ворота, московское войско ворвалось в горящую Казань. На всех городских улицах и площадях шли бои. Путь к ханскому дворцу преграждало самое сильное сопротивление у стен мечети Кул-Шариф. Ученики медресе во главе с Сеидом Кул-Шарифа выдержали несколько нападений врага. Но вскоре защитники мусульманского центра Поволжья были повержены, и Казань пала.
Существует два символа мусульманства. Один - возвышающаяся в центре Москвы церковь Василия Блаженного 1556-1559, второй - разрушенная в Казани мечеть Кул-Шариф, жемчужина Исламского зодчества Поволжья XVI века.
Мечеть Кул-Шариф состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами. По другой версии, мечеть Кул-Шариф похожа на мечеть-медресе Михрима-Султан, построенную в 1578 году в Эдирнекапи в Стамбуле.
Сохранились сведения о том, что те восемь куполов, снятые с казанской Соборной мечети, были привезены тогда в Москву на двенадцати подводах и установлены на церковь Василия Блаженного
Многие иностранные исследователи, сопоставляя собор Василия Блаженного с многочисленными церквями, выделяют в нем отсутствие традиций руського православия, что в строительстве этого храма использовались стили "всех времён и народов". Даже французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Египта, знакомый с многими мечетями Востока, войдя в Москву в 1812 году, назвал церковь Покрова мечетью.
Иван IV посчитал необходимым построить величественный памятник, чтобы завоевать статус "третьего Рима" для Москвы. Успенский собор символизировал эту же идею. С другой стороны, превращение константинопольской Ая-Софии, символа "второго Рима", в джами после захвата турками, подтолкнуло Ивана IV построить памятник-храм, который бы стал символом "третьего Рима". Вдобавок, этот собор должен был быть построен на основе мечети Кул-Шариф, похожей на джами Ая-Софию. Для того, чтобы установить связь между архитектурой собора Василия Блаженного и исламским зодчеством, сравним их с архитектурными памятниками исламского зодчества.
Мысленно изменим вид собора, представив себе отсутствие центрального шатра. Результат будет напоминать образец Османского зодчества XVI века. По предположению многих исследователей, мечеть Кул-Шариф в Казани имела именно такую форму. В архитектуру церкви Покрова в Москве попросту внесен центральный шатер, который и придает ей вид православного храма.
Ещё одной особенностью, отличающей собор Василия Блаженного от прочих церквей - это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Единственным отличием их от минаретов, например, мечети XV века в Каире или от мечети в городе Булгар XVI века являются его украшение и декор. Тогда как этого не увидим в архитектуре других церквей, например, церковь Вознесения в Коломенском или церкви Ивана Предтечи в Дьякове.
Татарский автор Нияз Халит в своём труде "Архитектура ханской Казани" выдвигает еще более интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Автор обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор. По его мнению, эту форму нельзя встретить в других памятниках XVI века. Она напоминает головной убор религиозных и государственных деятелей исламского мира. С другой стороны, подобные элементы присущи памятникам средневековья в Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Турции, Египта. Внутреннее убранство центрального шатра храма Василия Блаженного также напоминает образцы исламского зодчества. Кроме того спиралевидное украшение куполов храма имеет особенности исламской архитектуры (Брунов Н.И "Храм Василия Блаженного в Москве" 1988, 131- 139).
Тех, кто причисляют храм Василия Блаженного к чисто московской архитектуре, можно назвать простачками. В архитектуре храма невозможно не заметить "арабизмов", "тюркизмов", "фарсизмов". Все они являются отражением арабских, тюркских, персидских особенностей зодчества Булгар Поволжья, а говоря конкретно, мечети Кул-Шариф в Казани. Московские строители XVI века не имели возможности в течении 1-2 лет посетить страны Востока для изучения их архитектуры. С другой стороны мастера, построившие храм Василия Блаженного также не имели консультантов, обладающих энциклопедическими знаниями. Храм Василия Блаженного мог быть построен мастерам (в том числе пленными татарами) под руководством итальянца. На итальянский след наводит разглядывание плана основания церкви, построенное как восмиграник - типичная планировка католических храмов Италии того времени.
Журналистское расследование провели и в передаче «Искатели» http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20907 Выводы те же.
Барма и Постник построили неказистую церквушку в самой Казани после её захвата. К мечети на Красной площади Москвы они не имеют абсолютно никакого отношения.
Previous post Next post
Up