Я очень редко пишу не про Сибирь, но тут просто не удержаться - тут, на мой взгляд, Калужская область демонстрирует абсолютно классный пример "государственного" подхода к строительству цементобетонных дорог. Впору брать и копировать опыт!
Проехать из населенных пунктов одного муниципалитета в деревни и поселки другого вскоре можно будет по новым дорогам. И будут они цементобетонными. Но если автомобилистам со стажем при этих словах вдруг представляется бетонка советских времен, то это неправильно. Дороги будут построены по современным технологиям и станут для Калужской области в определенном смысле первыми.
О новом для дорожной отрасли региона глава профильного ведомства Михаил Голубев упомянул еще в начале апреля на 17-й Межрегиональной конференции, посвященной обсуждению прогрессивных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог.
«Говоря об использовании цемента в дорожном хозяйстве, стоит отметить, что мы подошли к необходимости строительства цементобетонных дорог. Совместно с производителями цемента мы занимаемся проектированием автомобильных дорог, и уже в ближайшие три - четыре года планируем построить в регионе первые 28 км таких дорог», - так цитировала тогда Михаила Голубева пресс-служба областной администрации.
В эксклюзивном интервью медиакорпорации «Калуга Сегодня» министр дорожного хозяйства рассказал о некоторых подробностях предстоящего строительства. Во-первых, появятся дороги с непосредственным участием завода Lafarge. Его производственные мощности размещены неподалеку от поселка Ферзиково, а выпускаемая продукция предназначена среди прочего как раз для обустройства цементобетонных покрытий дорог, а также взлетно-посадочных полос и перронов аэропортов.
Во-вторых, предприятие совместно с дорожниками не только облегчит жизнь населению двух районов, но и улучшит логистику для собственной продукции, будет больше реализовывать и больше налогов платить в региональный бюджет.
- Уже второй год мы ведем с компанией Lafarge работу по проектированию и строительству 28 километров автомобильных дорог, которые соединят Ферзиковский и Малоярославецкий районы, - пояснил Михаил Голубев. - Дороги нужны, чтобы распределить транспортную нагрузку. И, прежде всего, самой компании Lafarge, которая активно вывозит цемент со своего завода. Наша совместная задача - после завершения строительства перенаправить машины из Ферзикова в сторону трассы М-3 «Украина». Согласно проекту дорога будет проходить от Ферзикова через Сугоново, Захарово, Детчино и выводить на трассу М-3 «Украина».
Запланированные 28 километров цементобетона под колесами машин - это, по сути, две дороги. Первая будет абсолютно новой, то есть впервые проложенной, и соединит деревни Сугоново и Захарово. Она уже спроектирована.
- Это та дорога, которая как раз ликвидирует транспортный разрыв между двумя муниципалитетами, - отмечает Михаил Голубев. - Вторая, Детчино - Прудки - Захарово, «оденется» в цементобетон после реконструкции.
В министерстве дорожного хозяйства Калужской области рассчитывают, что на реализацию проекта регион сможет получить финансовую поддержку из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
А современные цементобетонные дороги, если построены с соблюдением всех нюансов технологии, действительно качественные и способны служить в разы дольше привычных асфальтобетонных магистралей. Они почти не подвержены влиянию температур: на жаре не плавятся, в морозы не трескаются. Их более жесткое по сравнению с асфальтом покрытие позволяет равномерно распределять нагрузку от транспорта, потому не возникает глубокой колеи или вмятин от груженых фур. Наконец, на дорогах из цементобетона в темное время суток лучше видимость, ведь сам материал обладает светоотражающим эффектом.
Минусы тоже есть. Во-первых, ЦБД более затратны при строительстве. Но их стоимость может быстро окупиться за счет продолжительного срока службы и редко требующегося ремонта. Конкретно для Калужской области экономия получится еще и из-за того, что возить материалы далеко не придется, цементный завод, что называется, под боком.
Кстати, сложный ремонт - второй недостаток у цементобетонных дорог. При возникновении выбоин ямочным не обойтись, придется менять целый кусок полотна, что создаст проблемы водителям.
В-третьих, с учетом российских особенностей минусом цементобетона для дорожной отрасли можно назвать необходимость неукоснительно соблюдать все нюансы технологии. А у нас дорожники (чего уж греха таить?) не всегда готовы четко следовать алгоритму.
- Ну, а самый главный минус строительства заключается в том, что из-за физических свойств бетона необходимо на время прокладки дорожного полотна надолго полностью перекрывать проезжую часть. А это на большей части нашей дорожной сети очень непросто сделать, - отвечает Михаил Голубев на вопрос, почему в нашем регионе, несмотря на уже длительное присутствие компании Lafarge, цементобетонные дороги только будут появляться.
Однако справедливо уточнить, что и в целом по России их наберется не больше 2% от общей протяженности дорог общего пользования. Но если в Калужской области все-таки удастся добиться профессионализма и высокой культуры производства работ при строительстве ЦБД, у местных автомобилистов есть шанс через три - четыре года начать ездить по таким межпоселковым дорогам, где долго не будут встречаться ямы и колдобины.
Источник текста и фото