"Три свидетельствуют на небе:
Отец, Слово и Святой Дух,
и сии Три Суть Едино" (1 Ин. 5:7).
Мы, христиане, веруем во Единого Бога. Бог - один, нет многих Богов. У Него, Творца нашего, есть много имен. Иудеи называли Единого Бога Яхве или Иегова. Другие имена, которыми называют Бога, это: Вседержитель, Создатель, Любовь, Свет, Совершенный, Единый. Есть и другие имена Божии. И всё это - имена одного и Единого Бога. Мы веруем в Единого, и нам Единый Бог открыл еще одно Свое имя - Пресвятая Троица. Эта тайна о Едином Боге Пресвятой Троице была открыта нам для того, чтобы мы смогли стать сопричастны другой великой тайне - тайне воплощения Сына Божия. Эта тайна о Троице поэтому и была нам своевременно открыта, во времена Боговоплощения Самим Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Итак, Бог один. Он - Единый. Троица Святая - есть Единый Бог. Это не три бога или Бога. Те, кто говорят, что есть три отдельных Бога, и даже если называют этих трех отдельных Богов - «Отец», «Сын» и «Святой Дух» - заблуждаются. Есть только один Бог, и в нем есть три Лица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это не три отдельных Бога, а три Божественных Лица Единого Бога. Не три Бога, а Един Бог.
Об этом засвидетельствовано, открыто нам Богом, в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета. То есть это - богооткровенная истина, а не результат философствований или религиозной интуиции. В Новом Завете эта истина открыта явно, а в Ветхом - несколько прикровенно.
Рассмотрим для начала несколько примеров из Священного Писания Нового Завета.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:27-30)
-Здесь сказано, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». То есть о Сыне и Отце говорится как о равных. Можно ли говорить о Боге и еще о ком-то как о равных? Нет, Богу равных нет. А здесь говорится о Сыне и Отце как о равных, потому что это есть Единый Бог.
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
(Матф.16:27,28)
-Кто может сказать об Ангелах, как о Своих, кроме Бога? Ведь они подчиняются только Богу. А Сын Божий здесь говорит о них, как о Своих Ангелах, подчиняющихся Ему. И говорит еще о том, что Он придет во Славе Отца. А кто может иметь такую славу, как у Бога, кроме Самого Бога? Никто. Поэтому мы видим, что Отец и Сын - Единый Бог, а не две разных сущности.
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Матф.25:31-46)
-Сын Человеческий представлен здесь как Судия мира. А кто есть Судия мира, как не Бог? Только Бог может так судить мир, имея у Себя в подчинении всех святых Ангелов. Он - Царь. Сын Божий - Единый с Отцом. Один Бог.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)
-Кому дана всякая власть на небе и земле? Только Богу, и никому больше. Далее Христос называет все три Лица Пресвятой Троицы: «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Все три имени названы здесь как равночестные, как имена не соподчиненных существ, а Лиц Единого Бога.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
(Лук.10:22)
-Сына знает только Отец, а Отца - только Сын. Т.е. знание Лиц Святой Троицы друг о друге - равновелико. Человек не может знать о Боге так, как Бог знает о человеке. И только Лица Святой Троицы знают Друг о Друге равновелико. Таким образом здесь указывается на равновеличие между Отцом и Сыном, на то, что Они - Едины, а не разные сущности, тем более не сущности разного уровня, как Бог и человек. Еще здесь сказано, что Сыну все предано Отцом. А кто может иметь все в своем подчинении, кроме Бога?
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Иоан.1:14)
-Слово Божие - Единородный от Отца. Т.е. здесь говорится о том, что Сын, Слово Божие, рожден Отцом.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
(Иоан.5:18-29)
-Что творит Отец, то творит и Сын. А что творит Отец? Отец сотворил небо и землю - значит и Сын тоже сотворил их со Отцом. Может ли человек или кто-то, не Бог, творить небо и землю? Это делает только Бог. Итак, что творит Отец, то творит и Сын.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Иоан.6:44-51)
-Верующий в Христа имеет жизнь вечную. Почему? Потому что Христос - хлеб жизни, Единый со Отцом и Тот, Кто видит Его, кто со Отцом - Един.
15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
(Иоан.10:15)
-Здесь опять сказано, что Сын Божий и Отец знают друг друга одинаково хорошо. А кто может знать Бога так, как Бог знает Его? Только Бог. Но Бог - Един. А Сын и Отец - два равночестных Божественных Лица Единого Бога. И только поэтому Они знают Друг Друга одинаково хорошо.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(Иоан.14:8-17)
-«Видевший Меня видел Отца». Почему? Потому что Отец и Сын - Одно. «Я в Отце и Отец во Мне». Т.е. два Лица неотделимы друг от друга, это не два разных Бога, а Единый Бог. «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» - здесь опять повторяется эта идея неотделимости Лиц Единого Бога Друг от Друга.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
(Иоан.15:23)
-Почему? Потому что Отец в Сыне и Сын в Отце, как сказал Сын Божий.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
(Иоан.16:28)
-Кто может сказать о Себе, что Он исшел от Отца? Человек может сказать такое? Нет, только Сын Божий.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
(1Иоан.2:23)
-Здесь снова мы сталкиваемся с утверждением о равновеличии Сына и Отца.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
(2Кор.13:13)
-А здесь снова мы видим упоминание имен всех трех Лиц Святой Троицы: Отец, Сын, Дух Святой.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:1-5)
-А это - одни из самых ярких и глубоких слов о Святой Троице в Библии. Здесь говорится о Слове Божием как о равнославном Отцу.
Это - только некоторые, далеко не все примеры из Нового Завета, в которых нам открывается тайна о Св. Троице - Едином Боге. "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино" (1 Ин. 5:7).
В Ветхом Завете тоже есть упоминания о Св. Троице. Например, Аврааму Бог явился в образе трех Ангелов. Или, когда говорится о сотворении человека Богом, то там употребляется такое выражение: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18)». Т.е. здесь мы видим некий совет между Лицами Св. Троицы. «СОТВОРИМ помощника». А в Новом Завете: «Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также».
Вот что пишет владыка Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» (глава 3) о некоторых свидетельствах о тайне Св. Троицы в Св. Писании Ветхого Завета:
«Первый стих Библии - "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1) - в еврейском тексте содержит слово "Бог" во множественном числе (Eloghim - букв. "Боги"), тогда как глагол "сотворил" стоит в единственном числе. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). С кем может Он советоваться, если не с Самим Собой? С ангелами? Но человек создан не по образу ангелов, а "по образу Божию" (Быт. 1:27). Древнехристианские толкователи утверждали, что здесь речь идет о совещании между Собою Лиц Святой Троицы. Точно так же, когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, Бог говорит Сам с Собой: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3:22). И в момент сооружения вавилонской башни Господь говорит: "Сойдем и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт. 11:7).
Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Аврааму является Господь у дубравы Мамре. "Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего... И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры" (Быт. 18:2-3, 5, 9-10). Авраам встречает Трех, а поклоняется Одному. Ты = Вы, пройди = идите, сказал = сказали, 1 = 3...
Пророк Исаия описывает свое видение Господа, вокруг Которого стояли Серафимы, взывая "Свят, свят, свят Господь Саваоф". Господь говорит: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" На что пророк отвечает: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:1-8). Опять равенство между "Мне" и "Нас". В Ветхом Завете, кроме того, много пророчеств, говорящих о равенстве Сына Мессии и Бога Отца, например: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7) или "Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня... Из чрева прежде денницы родил Тебя" (Пс. 109:1, 3).
Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо. Эта тайна остается под покрывалом, которое, по апостолу Павлу, снимается только Христом (ср. 2 Кор. 3:15-16)».
Мы рассмотрели только несколько примеров того, как Св. Писание приоткрывает нам тайну о Св. Троице. Из этих примеров следует однозначный вывод: учение о Троице есть богооткровенная истина, открытая человечеству воплотившимся Сыном Божиим и отображенная в Библии.
Пресвятая Троице, Боже наш, спаси нас!
(По этой ссылке можно ознакомиться с некоторыми трудами на эту тему:
http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa-all.shtml)