В эфере телеканала "Спас" во время передачи "Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым"
о. Димитрий заявил, что "всякое препятствие к зачатию - это есть безусловный грех".
Ему позвонила женщина и сказала, что находится в большом унынии, т.к. у нее умер ребенок несколько дней назад во время беременности. На это о. Димитрий спросил, предохранялись ли они когда-нибудь с мужем. Женщина сказала, что ее муж использовал контрацептивы, на что о. Димитрий заявил, что вот тогда как раз Господь хотел дать им ребенка, а они воспротивились этому, а теперь Он не хочет давать им ребенка...
Я очень уважаю отца Димитрия и не раз цитировал здесь те или иные его слова, как сказанные смело и имеющие в себе мудрость. Но на этот раз я хочу выразить сожаление, ибо сказанные уважаемым батюшкой слова были с моей точки зрения неправильны не только по форме, но и по содержанию. По форме - потому что такой ответ - это не лучший способ утешить несчастную мать. По содержанию - потому что, во-первых, только Господь знает, почему Он забирает из этого мира ту или иную душу, и, во-вторых, я считаю мнение о. Димитрия относительно контрацепции слишком кардинальным и не отображающим мнение Церкви по этому вопросу. Конечно, применение абортивных контрацептивов - это не просто грех, а смертный грех убийства. Но если говорить о неабортивных средствах контрацепции, то здесь мнение Русской Православной Церкви, выраженное в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (гл. 12, п.3), расходится с мнением о. Димитрия Смирнова. Вот цитата из "Основ с.ц.":
"XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на "недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке", а также напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни".
Здесь сказано, что "намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом". Да, это так, но при этом надо уяснить себе, что планирование при рождении детей не есть отказ от их рождения, тем более если такое планирование проистекает не из эгоистических побуждений. Ответственность здесь возлагается на супругов, дабы, при необходимости прибегая к помощи духовника, они сами принимали решения: "очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника". Итак, в "Основах социальной концепции" осуждается абортивная контрацепция и контрацепция при обесценивающем брак отказе от рождения детей, в любых других случаях супруги сами могут принимать решение, предохраняться им или нет. Так сказано в "Социальной концепции РПЦ", да еще там добавлены слова про "особую пастырскую осторожность при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни", которую, на мой взгляд и к моему великому сожалению, о. Димитрий не соблюл...
Кстати, в передаче "Русский час" уже
и ранее озвучивалось неверное мнение, что Церковь якобы категорически и во всех случаях запрещает использование любых средств контрацепции, что
в корне неверно...