Рейд на Якутск

Jan 20, 2021 21:42


Самое удивительное в истории с перевалом Дятлова заключается в том, что спустя шесть десятилетий после трагедии факт глубоких вторжений в самое сердце нашей страны разведывательных бомбардировщиков США всё ещё остаётся для россиян тайной за семью печатями. Впрочем, и в «стране-агрессоре» сохранилась и раскрыта лишь малая часть материалов по этой теме. Большая часть документов была уничтожена после международных скандалов, разразившихся в результате перехвата советской ПВО самолётов-шпионов U-2 и RB-47H в мае и июле 1960 года. Всё меньше остаётся ветеранов тех перелётов, готовых вспомнить свои секретные миссии.



Плановый снимок района Табагинского утёса (на фото справа внизу) в 40 км южнее аэродрома Якутска, сделанный 27 апреля 1956 года в ходе миссии Tailwind 30 вертикальной камерой К-38 с фокусным расстоянием объектива 36 дюймов и форматом кадра 9х18 дюймов. Высота полёта, по воспоминаниям второго пилота миссии Эрла О'Логлина составляла 43.000 футов (13.100 м). Это соответствует масштабу 1:14333, охвату участка земной поверхности 3276х6552 м, и подтверждается видимым на этом снимке. Тёмная линия в левой половине снимка это, вероятно, зимник идущий по островам Саты-Талах и Намтагар на реке Лене. Табагинский створ - самое узкое место реки Лена, где уже много лет собираются начать строительство 3-км железнодорожно-автомобильного моста.



В одной из таких миссий 27 апреля 1956 разведывательный бомбардировщик RB-47E Стратегического командования ВВС США проник в советское воздушное пространство ещё дальше отряда Джона Лаппо (см. в книге). Спустя годы второй пилот самолёта Эрл О'Логлин (Earl T. O'Loughlin) не смог вспомнить названия места, над которым пролетел его самолёт где-то в Восточной Сибири. Стоит привести целиком длинную цитату из его воспоминаний:

«Я участвовал в двух миссиях вторжения на RB-47E с экипажем Трэвиса Коха (Travis Koch). Наш первый полёт прошёл 23 апреля 1956 над Новой Землей и районом Диксона, Карским морем и его побережьем. Эта миссия прошла в целом в соответствии с планом.

Наша вторая миссия 27 апреля была значительно более продолжительной и пошла не по плану. Мы пролетели над Северным Полюсом на пути в район Тикси на берегу Моря Лаптевых, и вторглись в южном направлении вглубь материка.  Дозаправившись над полюсом, мы достигли Тикси после продолжительного полёта вдоль прямолинейного отрезка маршрута, и пересекли береговую линию, промахнувшись всего на пол-мили от запланированной точки. Наш штурман-оператор радара Флойд Хит (Floyd Heath) провёл немало времени в носу и проходе кабины, меняя блоки и настраивая аппаратуру радара APG 56. Мы прибыли к Тикси в сопровождении двух «хорьков» (самолётов РТР и РЭБ) RB-47H, следовавших параллельными с нами курсами. Продолжив свой путь на юг вдоль реки Лена, мы обнаружили ряд объектов на большей глубине территории Советского Союза, чем мы ожидали, включая крупный аэродромный комплекс, не отмеченный в полётном задании. После того как мы пролетели далее на юг мимо авиабазы, я заметил конденсационные следы поднимавшихся нам вслед минимум двух или трёх МиГов. Получив оповещение, командир экипажа Кох приложил 98% тяги двигателей и начал набор высоты. МиГи продолжали преследование, пока мы поднимались с 43.000 до 45.000 футов, затем отстали и вернулись на базу. Выровнявшись на 49.000 футах, и зная, что мы не сможем поддерживать мощность и расход топлива на такой высоте, мы постепенно уменьшили тягу, снизились, и ввиду перерасхода топлива в ходе преследования, изменили свой курс в сторону базы ВВС Эйлсон в Фэрбэнксе на Аляске. Развернувшись на восток, мы постепенно снизились и вернулись на крейсерский режим для экономии топлива. Мы пролетели прямиком над Восточной Сибирью и покинули СССР над Чукотским полуостровом, пересекая Берингов пролив. Выполнив надлежащие манёвры в идентификационной зоне ПВО для опознавания нас как своих, мы осуществили прямой заход на посадку с дистанции примерно 150 морских миль и приземлились на авиабазе Эйлсон. Согласно записи в моей лётной книжке, полёт продолжался примерно 10 часов 35 минут. На следующий день мы вернулись на авиабазу Туле в Гренландии. По воле случая, наши фотоплёнки и записи принял капитан ВВС по фамилии Попович, что заставило меня задуматься, в чьих руках в результате всё это окажется. К счастью, я встретил его годы спустя в офицерском клубе авиабазы Тан Сон Нхат в Южном Вьетнаме во время войны в Юго-Восточной Азии в 1968, и он всё ещё занимался разведкой».

(Earl T. O'Loughlin,  A Project Home Run Experience. Early cold war overflights 1950-56 symposium proceedings v.1, 2001).

Единственным крупным аэродромным комплексом на реке Лена был и остаётся аэропорт Якутск. В том же 1956 здесь была развёрнута обзорная РЛС (вероятно типа П-20), которая, видимо, и обнаружила приближение неизвестного самолёта. В электронном архиве NRO в 2018 были выложены фотоматериалы миссии Tail Wind 30 от 27 апреля 1956, на них можно идентифицировать долину впадающей в Лену реки Кулдаты юго-западнее Табагинского утёса в 40 км к югу от аэродрома Якутска. По ориентации снимка видно, что после Якутска RB-47 повернул на запад, следуя вдоль русла Лены. Насколько можно судить по последним выложенным кадрам миссии, до начала отрыва от МиГов самолёт проследовал ещё по крайней мере 80 км в юго-западном направлении до села Тойон-Ары, углубившись таким образом на 1160 км к югу от точки вторжения у Тикси (1400 км по реке). Протяжённость маршрута от АБ Туле составила около 4900 км, плюс далее до АБ Эйлсон ещё не менее 4000 км.

Привязка разведывательной миссии к руслу большой реки была ходом вполне логичным, так как в местах со слаборазвитой железнодорожной сетью водные пути были важнейшими линиями коммуникаций, и вдоль них располагались основные населённые пункты. По Лене, в частности, перевозки осуществлялись не только летом речным транспортом, но и зимой по проложенным по льду и островам зимникам.

Большую часть других мест на снимках миссии Tailwind 30 мне идентифицировать не удалось ввиду сильно изменившейся за 60 лет гидрографии реки Лены. Попробуйте, может быть получится вам:

https://www.nro.gov/Portals/65/documents/foia/declass/ForAll/050918/F-2018-00003l.pdf https://www.nro.gov/Portals/65/documents/foia/declass/ForAll/050918/F-2018-00003m.pdf

Перевал Дятлова, История, Холодная война

Previous post Next post
Up