Какой интересный свойственник!

Nov 23, 2023 18:54



Летом 1830 г. в Москве полицией был задержан мужчина 29 лет “по сомнению имеющейся на нем ветхой одежды и отпу­щенной небритой бороды”. В это самое время по улицам Москвы шатались сотни нищих и бродяг и тысячи плохо одетых бедных людей. Однако из всей этой массы мужчин внимание полиции привлек именно этот человек. Каковы причины этого интереса? Согласно документам, бородатый и бедно одетый человек был отставным капитан-лейтенантом С.И. Кадьяном. Полицейские чины усомнились в его личности из-за несоответствия его внеш­него вида социальному статусу дворянина. Но следствие подтвер­дило его личность.

На допросе о целях своего путешествия моряк сказал, что “отправился поглядеть широкую землю русскую и добрый народ русский”. Частный пристав Токарев и квартальный надзиратель Лютов в числе других задали Кадьяну и вопрос о его внешнем об­лике: “Почему Вы не имеете у себя приличного званию Вашему одеянья, а особливо не бреете бороды?..” Допрошенный дал весь­ма содержательный ответ, заявив, что он, “отправляясь из Херсо­ну, взял с собою одну грубую и неценную одежду, дабы нося ее выучиться не стыдиться того, что непостыдно есть, укоренить се­бя в терзании и сблизить сердце с бедностию и нищетою”[14].



Путешествующий без видимой надобности небритый чело­век (по правительственным предписаниям, даже отставные ниж­ние чины должны были брить бороду) в “грубой” одежде ничем не напоминал своим видом бывшего флотского офицера, поэто­му полиция принимает его за беспаспортного бродягу, похитив­шего чужие документы.

Степан Иванович Кадьян решился раньше, чем лидеры сла­вянофилов А.С. Хомяков, П.В. Киреевский или И.С. и К.С. Ак­саковы, отказаться от иноземного платья и принять облик, кото[102]рый был присущ основной массе русских мужиков. Есть ли осно­вания считать, что поступок отставного флотского офицера имел сходные культурные основания, что и шокирующие публи­ку на первых порах шаги славянофилов в этом направлении? На этот вопрос можно ответить утвердительно. Кадьян не был на­столько беден, чтобы не иметь другой, более подобающей от­ставному офицеру одежды. Следовательно, он, как явствует из его ответов в полиции, пошел на сознательный выбор. Попыта­емся разобраться в причинах, побудивших его отказаться от об­лика, приличного человеку его звания. Очевидно, такой наряд позволял ему легче войти в контакт с крестьянами или городски­ми низами. Однако у него была и другая причина для смены пла­тья - в целях нравственного самосовершенствования отказаться от излишеств и принять бедность и тем самым, сблизившись с на­родом, обрести более широкую социальную идентичность. От­сюда и сознательный отказ от ношения одежды, имеющий знако­вый характер принадлежности к “благородному обществу”.

Принципиальная разница между ним и славянофилами за­ключается лишь в том, что в отличие от них его действия были обращены не на других, а на себя. Он не стремится никого шоки­ровать и не пытается ни на кого воздействовать своим примером, а хочет обрести себя в этой новой для него народной одежде и в своем желании познать “добрый русский народ”.

Его “грубая” одежда, борода, иррациональная, с точки зрения обыденного человека того времени, цель путешествия встретили насмешки полицейских чинов. И вот эти-то насмешки вызывали у отставного моряка чувство обиды и недоумения. Он писал: “... я по моим намерениям и делам достоин похвалы, а не униже­ния, осмеяния и содержания меня в частном полицейском доме под стражею...”[15]. Однако, с точки зрения власти, подобный образ мыслей и такое поведение весьма неодобрительны. 25 сентября 1830 г. управляющий III отделением М. фон Фок в отношении к исполняющему должность московского обер-полицмейстера С.Н. Муханову писал, что император по докладу об отставном ка­питан-лейтенанте С.И. Кадьяне изволил приказать “выбрить ему бороду и взять с него подписку, что он впредь не будет делать не­благопристойностей, освободить его”[16].

Современникам казалось, что царствование императора Пав­ла I было последним, когда верховная власть постоянно стреми­лась регламентировать одежду подданных. При Александре I число предписаний о том, как должны одеваться подданные, рез­ко сокращается, соответственно снижается и преследование по­лицией людей, нарушавших эти регламентации. Однако Николай I [103] счел нужным подтянуть “дисциплину” в обществе, преследуя ли­берализм во всех его проявлениях. Император лично обращал внимание на то, как одеты его подданные, какие у них прически, усы и бороды.

«Немецкая» мода и идентичность в русском городе (конец XVIII - первая половина XIX века) (ebookiriran.ru)

Previous post Next post
Up