IPhone предложил для чтения любопытную и остроумную книжку.
Автор убежал из СССР в 1986 г. через Индию и Непал.
Я никогда не был советским гражданином - такого гражданства вообще не существует. И я еще не американский гражданин. Но всегда я считал себя - следом за Иосифом Флавием и Анахарсисом Клоотцем - гражданином Вселенной. Это гражданство может получить всякий - стоит только пожелать. И ритуал вступления в это гражданство очень прост. Надо ударить себя в грудь и зычным голосом крикнуть:
Я - гражданин Вселенной!
http://biography-ebooks.com/_/_/566147/how-i-escaped-from-the-ussr-kak-a-bezal-iz-sssr - А что вы здесь?... Туристом?
- Нет, я убежал из Польши.
(«Вот так совпадение, - подумал я, - Только приехал в Италию, и тут же наткнулся на человека со сходной судьбой!»)
- Нет, я не из Америки, я сбежал из России, - сказал я правду.
- Из России? - удивился поляк, и тут же перешел на русский. - Я изучал русский в школе, - сообщил он мне.
Выяснилось, что этот отель называется «Уорлд», то есть «Мир», совсем не случайно - здесь жили не обычные постояльцы, а беженцы из полутора десятка стран: из Польши, Румынии, Болгарии, Ирана, Афганистана, Вьетнама, Эфиопии. Из Советского Союза я был один.
- Был здесь месяц назад один татарин из Казани. Он сбежал в Иордании. Сейчас он уже в Америке, - сказал мне поляк.
У меня даже настроение немного испортилось: целый месяц считал себя за героя и гордился своей исключительностью, а теперь смотри - вон сколько нас! Бегут люди от коммунистов, хоть тресни! Даешь им бесплатное образование - бегут. Бесплатное медицинское обслуживание - бегут! Гарантируешь им право на труд - все равно бегут!
*****
Первую неделю я прожил в филантропической квартире в Бруклине, в ультраортодоксальном еврейском районе. Меня поселили там то ли с венгром из Румынии, то ли с румыном из Венгрии - я так и не разобрался. Он знал несколько слов по-немецки, так как полгода жил в Вене, я тоже - в основном из фильмов про Вторую войну, - так мы и общались.
Помнится, в первый день я шарахался на улицах от этих странно одетых людей: «Что это за узбеки в тюбетейках?» - думал я, - «Зачем такие длинные локоны у детей? Зачем в такую жару носить меховую шапку? Что за разночинцы в сюртуках 19-го столетия?» Идешь по улице с удивительным ощущением: с одной стороны, никого не хочешь обидеть, с другой - улыбку сдержать почти невозможно. Я , конечно, понимаю, что в библейские времена именно так и одевались. Ведь очень удобно - надел черный костюм с иголочки, черную шляпу - сел на верблюда, и поехал слоняться по синайским пустыням... Только я не удивлюсь, если как-нибудь в 22 столетии в этом районе в синагогу будут ходить в джинсах и в майках с надписью «Майами Вайс». Что ж поделаешь - традиция.