Оригинал взят у
pochep в
ГоречьЕсть вещи, за которые я до конца своих дней буду признателен А.И. Солженицыну. И прежде всего это его великая, бессмертная книга «Архипелаг ГУЛАГ».
Но взгляды Солженицына с годами менялись. Недавно Д.Б. Буянер в своем ЖЖ сделал замечательную ретроспективную подборку суждений автора «Архипелага ГУЛАГ» об Украине и украинцах. С моей точки зрения, собранные им тексты, сколь ни горько это звучит, - наглядное свидетельство моральной деградации Солженицына к концу жизни, по крайней мере в украинском вопросе.
Особенно поразил меня последний из представленных в подборке текстов - написанное за четыре месяца до смерти, в апреле 2008 года, открытое письмо Солженицына «Поссорить родные народы??» Приведу его здесь, опустив первый из трех абзацев, составляющих письмо, поскольку этот абзац не имеет отношения к Украине.
«…А Великий Голод 1921 года, от Урала, через Волгу и в глубь Европейской России, потрясший тогда нашу страну! Он скосил миллионы людей, только слово "голодомор" еще не употреблялось. Коммунистический верхушке казалось достаточно списать тот Голод на природную засуху, а жестокое ограбление крестьянского народа хлебозаготовками и вовсе не вспоминать.
И в 1932-33 годах, при подобном же Великом Голоде на Украине и Кубани, компартийная верхушка (где заседало немало и украинцев) обошлась таким же молчанием и сокрытием. И никто же не догадался надоумить яростных активистов ВКП(б) и Комсомола, что это идет плановое уничтожение именно украинцев. Такой провокаторский вскрик о "геноциде" стал зарождаться десятилетиями спустя - сперва потаенно, в затхлых шовинистических умах, злобно настроенных против "москалей", - а вот теперь взнесся и в государственные круги нынешней Украины, стало быть, перехлестнувшие и лихие заверты большевицкого Агитпропа?? "К парламентам всего мира!" - Да для западных ушей такая лютая подтравка пройдет легче всего, они в нашу историю никогда и не вникали, им - подай готовую басню, хоть и обезумелую».
Я помню это письмо. Но когда оно только появилось, я воспринял его как еще одно чудачество сильно состарившегося и утратившего адекватность «затворника из Строгино». А с течением времени, причем в контексте той подборки, которую сделал Д.Б. Буянер, и в контексте тех событий, что происходят сегодня, когда напряженность российско-украинских отношений достигла небывалой остроты, все стало смотреться иначе.
Когда-то, в «Пасхальном обращении к канадским украинцам» (1975), Солженицын писал:«…Я никогда не забывал никаких страданий украинского народа, особенно страшный великий голод его, унесший 6 миллионов жизней». И это были слова человека, который в своем «Архипелаге ГУЛАГ» продолжил великую традицию русской литературы - традицию сочувствия к «униженным и оскорбленным».
В письме, появившемся совсем незадолго до смерти, ничего этого нет. Теперь 6 миллионов жителей Украины, погибших за короткое время от голода, даже не упоминаются. «Великий Голод на Украине и Кубани» вскользь подверстывается к "Великому Голоду" 1921 года в России, но не больше того. Вопрос о том, почему же в 1932-33 годах, спустя больше десятилетия после окончания гражданской войны, такая страшная беда случилась именно на самых хлебородных землях страны, в «житнице» для значительной части ее населения, почему власть не только не помогала жителям голодающих областей, но силой заставляла их оставаться и в жутких мучениях умирать там, где они жили, не выпуская в другие, менее голодные края, короче говоря, почему именно Украинаа, - этот вопрос Солженицына совершенно не интересует. Волнует его другое: «наших затронули», упрекнули в "геноциде". Причем «наши» в данном случае - это Сталин и коммунистический режим.
Сама мысль о том, что столь ненавистный автору "Архипелага ГУЛАГ" сталинский режим, расправившийся со многими народами собственной страны, мог таким изуверским образом сводить счеты и с украинцами, кажется Солженицыну просто дикой и кощунственной. А «государственные круги нынешней Украины» для него куда хуже, чем «яростные активисты ВКП(б) и Комсомола». Настолько хуже, что сторонившийся в последние годы жизни публичных выступлений Солженицын не выдерживает и отправляет негодующее письмо в газету «Известия». Письмо, переполненное ненавистью и всем своим тоном, всем своим содержанием направленное на то, чтобы не сблизить людей, а «поссорить родные народы».
Что же, в каком то смысле «напророчествовал»…