Вл.Соловьев о вере и логике. Чтения о Богочеловечестве.

Apr 07, 2013 10:09

Совершенно несомненно, что действительность безусловного начала, как существующего в себе самом независимо от нас, - действительность Бога (как и вообще независимая действительность какого бы то ни было другого существа, кроме нас самих) не может быть выведена из чистого разума, не может быть доказана чисто логически. Необходимость безусловного начала для высших интересов человека, его необходимость для воли и нравственной деятельности, для разума и истинного знания, для чувства и творчества, - эта необходимость делает только в высочайшей степени вероятным действительное существование божественного начала; полная же и безусловная уверенность в нем может быть дана только верою: и это относится, как было замечено, не к существованию только безусловного начала, но и к существованию какого бы то ни было предмета и всего внешнего мира вообще. Ибо так как мы можем знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, что нами испытывается, так что все содержание нашего опыта и нашего знания суть наши собственные состояния и ничего более, то всякое утверждение внешнего бытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрения лишь более или менее вероятным заключением; и если, тем не менее, мы безусловно и непосредственно убеждены в существовании внешних существ (других людей, животных и т. д.), то это убеждение не имеет логического характера (так как не может быть логически доказано) и есть, следовательно, не что иное, как вера. Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причины наших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности есть форма нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности может иметь лишь условное значение[1] и, следовательно, не может дать безусловного непоколебимого убеждения в существовании внешней действительности: все доказательства этого существования, сводимые к закону причинности, являются, таким образом, лишь как соображения вероятности, а не как свидетельства достоверности, - таким свидетельством остается одна вера.
************
На мой взгляд, совершенно нелепое и противоречивое суждение о вере, логике и вероятности!
Закон причинности один из основных принципов логики. Если что-то определено на основании причинно-следственной зависимости, то это и значит, что доказано логически.
Скорее логику можно назвать формой разума, или лучше сказать свойством, способностью.
Что касается вероятности, это точное понятие исчисляемое математически. Стопроцентное подтверждение какого то явления или факта законом причинности дает полную логическую достоверность их существования и не требует обращения к вере.
Существование Самого Бога, в противоположность общепринятому мнению, логически достоверно и не требует веры. Логика не позволяет отвергнуть существования Первопричины, которая может быть только Абсолютом, не подверженным причинно-следственному изменению. Как Творец, дающий существование жизни мира, являющейся для нас благом, Он - источник блага.
Вера необходима в отношениях. Это свойство нашей души, нашего сознания, нашего сердца интуитивно доверять кому-то или чему-то, когда логика бессильна установить истину, когда нельзя ее установить эмпирически, экспериментально, нельзя вычислить достоверную вероятность события. Верить рассказу, верить человеку, верить в действие молитвы, то есть нашу связь с Богом.

религия, Соловьев

Previous post Next post
Up