В статье С. Чапнина о патриархе Алексии были процитированы слова о свободе. Как мне кажется, весьма ложные.
«В содержание Благой вести, принесенной в наш мир Богочеловеком Иисусом Христом, входит и основополагающее утверждение о том, что человек, как образ и подобие Божие, изначально свободен. В светском понимании свобода - это свобода выбора, законное проявление своеволия. Но как понимали свободу святые отцы? Колеблется и выбирает только грешная, немощная воля, учил преподобный Максим Исповедник. С точки зрения христианина, свобода отнюдь не в выборе между добром и злом. Такой выбор всеми последователями Христа раз и навсегда сделан: свобода для нас заключается в возможности, возлюбив Спасителя всем сердцем своим, работать Господеви на избранном нами поприще, отдавая этой работе все свои силы и способности», - говорил Святейший Патриарх.
1. "В светском понимании свобода - это свобода выбора, законное проявление своеволия."
Довольно суженое представление о "светском" понимании свободы. Свобода - не только и не столько свобода выбора. Прежде всего, это гражданская свобода - понятие объединяющее гражданские права и обязанности.
2. "Колеблется и выбирает только грешная, немощная воля, учил преподобный Максим Исповедник. С точки зрения христианина, свобода отнюдь не в выборе между добром и злом. Такой выбор всеми последователями Христа раз и навсегда сделан".
а) свобода выбора касается вовсе не этического выбора между добром и злом. Светские люди точно так же понимают, что они не свободны в этическом отношении и должны совершать добро, а не зло. Выбирают все люди - и христиане так же, как и нехристиане - работу, местожительство, семью, меню, телевизионный канал, президента и патриарха...
б) сделанный раз навсегда христианами выбор добра - следования за Христом, отнюдь не избавляет от возможности совершить зло, согрешить. Он только избавляет от рабства греха, даёт христианину благодать, дает духовные силы преодолевать соблазн зла. Но не даёт гарантий.
Замечательно, глубоко и полно писал о христианской свободе старец Силуан:
" Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода - в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это не важно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.
Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить - это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов - это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей - это третья любовь, еще большая.
Четвертая, совершенная любовь к Богу - это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати, и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит:
«Скучает душа моя о Господе»."
Как видим, только четвертая ступень христианского восхождения даёт совершенную свободу от зла, но и достигшие этой ступени не всегда удерживаются на ней из-за гордыни. Оптимистическое заключение патр. Алексия о возможности не подверженного злу служения Богу опасно как раз беззащитностью перед гордыней...
UPD. Ну и конечно, уничижающее сведение "светского" понимания свободы (гражданской и личной) к своевольному выбору между добром и злом очень говорящее...