Праздник кущей. Суккот. סוכות

Sep 19, 2013 16:01


Поздравляю с наступившим праздником всех своих друзей иудеев, а также христиан - нужно помнить свои корни!
Это один из самых светлых и весёлых праздников в году.
А замечательный фильм "Ушпизин" показать хотел очень давно. Этот лёгкий и весёлый фильм - благодарение Богу, всему Его творению и всему тому, что Он для нас делает. Фильм о чудесах повседневной жизни, которые случаются со многими, и которые мы либо склонны не замечать, либо приписывать в заслугу себе. И со мной сегодня, в первый день Праздника, произошло маленькое чудо, за которое я знаю, Кого благодарить.



Суккóт - библейский праздник кущей; один из основных праздников еврейского народа. Начинается 15 числа месяца тишрей(осенью) и продолжается семь дней (в диаспоре - восемь). В это время традиция предписывает евреям выходить из домов и жить в сукке (т.е. шалаше, «кущах»), вспоминая о странствиях предков по Синайской пустыне после их Исхода из Египта.
Первый (в диаспоре также и второй) день - йом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни - хол ха-моэд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот - также йом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально «восьмого - праздничное собрание»), который в государстве Израиль совпадает с праздником Симхат-Тора.
Согласно Библии, Суккот - «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот - один из трех (наряду с Шавуот и Пасхой) израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34-36, 39-43; Чис. 29:12-38; Втор. 16:13-15). С древнейших времен суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников, и поэтому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (3 Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).
Существует мнение, что в своей основе суккот - сельскохозяйственный праздник, который был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока, а его связь с Исходом - позднейшего происхождения. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени Исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (3 Царств. 8), и потому, согласно Втор. 31:10-11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после вавилонского пленения был добавлен восьмой день.
В книге Левит (23:39-43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: «В кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». В раввинистической традиции эти растения назваются арбаа миним(буквально «четыре вида») - этрог (вид цитрусовых; плод, похожий на лимон), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).
После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арбаа миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арбаа миним нужно держать в руке во время произнесения галлеля, который произносится в Суккот полностью: Пс. 113-118 (в русской традиции 112-117); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север - вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арбаа миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день праздника каждый должен брать собственные арбаа миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других. Бенедикция, в которой арбаа миним называются по самому крупному из растений, лулаву, звучит следующим образом: «Благословен Ты... Который освятил нас Своими заветами и повелел нам взять в руки лулав» (Сук. 46).
Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника (Сук. 4:9). Саддукеи отвергали эту церемонию. Обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-моэд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально: «веселье в месте, где черпают воду»). Обряд, по-видимому, основывается на стихе из книги пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья (Сук. 5:1).
Правилам относительно сукки посвящен особый трактат «Сукка» в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены разрешается делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта - так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки.
Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание [ацерет]; никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.
Праздник Суккот в Израиле всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием. Одним из атрибутов праздника Суккот традиционно является арбаа миним. Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа.
Первые два праздничных дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи. По обычаю, праздничные и субботние свечи зажигают в сукке (шалаше), но если сукка плохо защищена от ветра, то свечи зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.

Полное описание праздника Суккот: http://www.moshiach.ru/calendar/7/succot_simchat_tora.html

Суккот, христианство, праздники, иудаизм, видео

Previous post Next post
Up