Тагильский подход

Apr 12, 2010 17:25

Начиная с 1971 года в СССР проводились  сравнительные испытания танков Т-64, Т-72 и Т-80. Испытания проводились во всех климатических зонах Советского Союза. Задачей было определить какой из танков лучший с целью его дальнейшего производства. Испытаниями руководил председатель государственной комиссии генерал-майор Потапов Ю.М. В состав комиссии входили, кроме представителей Минобороны, все главные конструктора участвующих в испытаниях танков и их составных частей. 


Председатель комиссии - первый замести­тель командующего 6-й гвардейской танковой армией генерал-майор Потапов вспоминает:
"Начали мы испытания в июне и завершили в ноябре месяце 1972 г. На второй день мар­ша мы вышли на Овручский полигон, и слу­чилось непредвиденное происшествие. Все танки Т-72 вышли из строя. Ведущие колёса оказались разрезаны пополам ограничите­лями (клыками) гусениц. Гусеницы постоянно смещались в сторону шейки ведущих колёс и постепенно порезали её. Обстановка склады­валась так, что нужно прекращать испытания. Главный конструктор Венедиктов В.Н. попро­сил у меня неделю для устранения недостатков в конструкции. Я доложил Устинову, что есть целесообразность дать Бенедиктову это вре­мя. С завода Нижнего Тагила приехала группа специалистов, и решение оказалось простое. В ведущее колесо вварили ограничительное кольцо, как это было на немецких танках «Пан­тера» T-V. Потеряв 10 дней, мы продолжили марш уже по белорусским крупнозернистым пескам на Слуцкий полигон, где отстреляли боевые стрельбы, провели вождение на танко­дроме. Обратный путь, в направлении Бердичев, Днепропетровск, Донбасс, Новочеркасск, прошел относительно спокойно, без больших поломок. Были отдельные недостатки, но они устранялись на привалах.
На этом отрезке маршрута лучшие дости­жения показала рота Т-80, потом Т-72. Сла­бым местом у танка Т-80 был большой рас­ход горючего. При подходе к Новочеркасску я позвонил командующему войсками СКВО, чтобы в районе окружного полигона к наше­му прибытию подготовили кольцевой марш­рут в 70-100 км для вождения по сложному рельефу местности, Просьба была выполне­на, но маршрут подобрали по хорошим грун­товым дорогам. Я вынужден был сам искать сложный маршрут, и я его нашёл вдоль бере­га р. Дон. Рельеф был сложный, через каждые 100 м глубокие овраги и промоины. Танки в этих условиях непрерывно спускались вниз и сразу же шли на подъём. Этим мы проверили надёжность двигателей, так как непрерывно менялась нагрузка на двигатель. В результате на танке Нижнего Тагила Т-72 вышел из строя двигатель. Главный конструктор т. Венедиктов пытался обвинить механика-водителя, что тот забыл поставить на место крышку от водяной системы. Механик-водитель сознался, что ему пытались подарить радиоприёмник, чтобы он подтвердил слова главного конструктора. То есть была попытка скрыть серьёзный недоста­ток в работе двигателя ганка Т-72. За 16 лет ра­боты с т. Бенедиктовым я убедился, что он по­стоянно занимался приукрашиванием, вводом в заблуждение руководства ГБТУ о состоянии дел по проводимым им работам. К этому он приучил и своих подчинённых в КБ. Таких яв­лений у главных конструкторов Т-80 т. Попова Николая Сергеевича и у т. Морозова, главного конструктора Т-64, не наблюдалось. Эти кон­структоры были всегда правдивы, не занима­лись приукрашиванием состояния работы по созданию и модернизации танков.
Этим примером я хотел показать, что между создателями танков была жёсткая конкуренция, что не позволило нам решить вопрос о едином танке, каждый хотел, что­бы его танк был основным».

Из книги «Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР».

1971 г. - год "Звездного пробега"

Т-64, Т-80, Н.А. Кучеренко, Т-72

Previous post Next post
Up