Мнение о вооружении перспективного танка

Oct 01, 2009 11:27

Ракетно-артиллерийское вооружение танка Т-80 и его опытные образцы



Опытный танк Т-80 с 152-мм гладкоствольной пушкой. 1989 г.

Высокие боевые свойства танка Т-80 во многом определяются его комплексом ракетно-артиллерийского вооружения, включающим в себя 125-мм гладкоствольную пушку семейства Д-81 - 2А46-1 или 2А46М-1, боеприпасы, механизм заряжания, стабилизатор вооружения, прицел-дальномер и ночной прицел.

125-мм танковая пушка Д-81 была разработана в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ-9) в г. Свердловске (ныне - Екатеринбург) под руководством главного конструктора, выпускника Военмеха Федора Федоровича Петрова. С 1974 по 1995 гг. ОКБ-9 возглавлял преемник Ф.Ф. Петрова, выпускник Военмеха Владимир Алексеевич Голубев. Под его руководством и были разработаны пушки 2А46-1 и 2А46М-1. Отличавшаяся повышенной точностью стрельбы пушка 2А46М-1 устанавливалась на танки Т-80БВ и Т-80У.

Механизм заряжания, заимствованный у танка Т-64, обеспечивает темп стрельбы 6-8 выстрелов в минуту. Боекомплект составляет 40, 38 и 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания для танков Т-80, Т-80Б и Т-80У соответственно, при этом в конвейере находятся 28 выстрелов. На танках Т-80Б применен комплекс управляемого ракетного вооружения "Кобра" с радиокомандной системой наведения выпускаемой из ствола пушки ракеты с кумулятивной боеголовкой, а на танках Т-80У - комплекс "Рефлекс" с наведением по лазерному лучу. Подача и досылка ракет происходит так же, как и артиллерийских боеприпасов, в связи с их одинаковыми габаритными размерами. Комплекс управляемого ракетного вооружения "Кобра", разработанный в КБТН под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана, позволял запускать ракеты с ходу на скорости движения танка 25-30 км/час. А комплекс "Рефлекс", разработанный в Тульском КБТМ под руководством главного конструктора А.Г. Шипунова, позволил запускать ракеты на любых скоростях движения танка. При этом возросла до 5 км дальность, появилась возможностью поражения низколетящих воздушных целей (ударных и десантных вертолетов), а бронепробиваемость повысилась до 750-800 мм.

А.К. Дзявго: "Мы на первых порах в основном занимались турбиной, а когда турбину "поставили на ноги", то начали смотреть и все остальное. Мы работали очень тесно с ОКБ-9 с точки зрения отработки основного вооружения танка - 125-мм гладкоствольной пушки. Не секрет, что пушка еще длительное время будет востребована в силу своей универсальности в первую очередь в танке, потому что номенклатура целей на поле боя очень широка и бой очень скоротечен.

Всем вооружением ведало Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ), т.е. не танкисты определяли, какое должно быть оружие на танке. Это определяли артиллеристы, у которых были свои каноны и которые не всегда шли навстречу требованиям танкистов. Что нам не нравилось в пушках? Во-первых, танкистов не в полной мере устраивают гладкоствольные пушки, во-вторых - калибр 125 мм.

На гладкий калибр перешли в 1960 г. Тогда 115-мм пушка поступила на вооружение танка Т-62. В дальнейшем все танковые пушки были гладкоствольные. Создать эффективные снаряды было проще и дешевле, если они предназначались для стрельбы из гладкостенного ствола, а не нарезного.

Ф.Ф. Петров стал разрабатывать гладкоствольную танковую пушку из чисто экономических соображений, под флагом борьбы с танками. При этом был нанесен ущерб кучности стрельбы, так как снаряды гладкоствольной артиллерии более чувствительны к ветровой нагрузке и потеряна возможность стрельбы на рикошетах. Тогда считали, что танки в основном будут бороться с танками. При этом забыли о том, что пехота составляет из числа танкоопасных целей более 50%, а танки - около 20%. Естественно, что в калибре 125 мм невозможно получить осколочно-фугасный снаряд с большим количеством убойных осколков, способных поражать живую силу, которая имеет средства индивидуальной защиты. Поэтому калибр, конечно, должен быть больше. Мы работали и в этом направлении.

Мы обратили внимание на то, что 125-мм гладкоствольная система свое отработала и надо заниматься нарезной системой более крупного калибра. Но мы, конечно, не нашли никакой поддержки. Все были против. И мы приняли решение на первых порах сделать хотя бы гладкоствольную 152-мм пушку. Мы сделали ее в габаритах 125-мм гладкоствольной пушки Д-81, которая была разработана Ф.Ф. Петровым. И мы сделали танк с такой пушкой. Окончание этих работ пришлось на 1984-85 гг.

Эти работы мы проводили не с В.А. Голубевым. В.А. Голубев был занят разработкой мероприятий по повышению точности 125-мм танковой пушки, и разрабатывать для нас 152-мм пушку у него не было возможностей. В инициативном порядке мы эти работы проводили с ЦНИИ "Буревестник" в Нижнем Новгороде. Директором тогда был Худков Николай Николаевич. Он защищал кандидатскую диссертацию в Военмехе по кафедре №14. Я у него был оппонентом. У Н.Н. Худкова, кстати, заместителем по науке был Л.П. Дук, выпускник Военмеха.

По баллистическим характеристикам 152-мм пушка значительно превосходила штатную 125-мм пушку. Опытная пушка была установлена на базу танка Т-80. У нас был, конечно, свой танк, и мы сделали там все необходимое под амбразуру. На Ржевке мы провели стрельбы - сначала без экипажа, потом с экипажем - и получили положительное заключение полигона.

Шасси опытного танка не требовали изменения. Изменился только механизм заряжания. То есть некоторые доработки были. Но эти системы были взаимозаменяемы. Так и разрабатывали, что краном снимаем боевое отделение с 125-мм пушкой и ставим новое боевое отделение с 152-мм пушкой на базе танка Т-80. Сейчас эту опытную машину (ну не вовремя она создавалась) отправили в музей на Кубинку, но без механизма заряжания (МЗ). Во время испытаний снаряд и гильзу с зарядом на лоток заряжания подавали вручную. Хотя документация на МЗ была разработана и мы уже половину МЗ в металле сделали. Будущее должно быть за нарезной системой калибра 152,4 мм.

По вооружению танка мы также выполнили ряд других работ. Первый лазерный дальномер был создан при нашем непосредственном участии. Разработчиками явились Государственный оптический институт и Красногорский завод. Мы инициировали работы и компоновали эту машину с оружием, производили увязки со всей системой. Система управления огнем - это же все наше спецэлектрооборудование.

Потом мы поставили на вооружение второе поколение танковых управляемых снарядов. Это так называемый комплекс управляемого ракетного вооружения "Рефлекс". Первой было "Кобра". Это разработка А.Э. Нудельмана. Эту работу вели в Харьковском КБ А.А. Морозова. И им нужно отдать пальму первенства во внедрении в танке управляемого снаряда, запускаемого из ствола. Но там было много недостатков. Во-первых, это была не защищенная от помех система управления - там применялись радиокоманды. Во-вторых, там была очень сложная предстартовая проверка снаряда. Они даже внедрили в войска машину технического обслуживания. Мы с таким вопросом не могли согласиться. И поэтому мы нашли разработчика - Тульское КБ Шипунова Аркадия Георгиевича. Это академик Академии наук СССР. Мы выставили требования на разработку нового комплекса управляемого ракетного вооружения, и он с нами согласился. Работы по новому комплексу "Рефлекс" вели первый зам. главного конструктора Василий Петрович Тихонов и зам. главного конструктора Николай Васильевич Легуша.

Кстати, весь комплекс вооружения танка Т-80, один к одному, кроме механизма заряжания, сейчас устанавливается на танке Т-90, который преподносят как машину будущего.

За инженерные кадры №6  2008 г.

Объект 292, Т-80, Перспективы, Спецмаш

Previous post Next post
Up