Трашутин Иван Яковлевич (18.01.1906 - 6.03.1986)
Родился Трашутин Иван Яковлевич (18.01.1906 - 6.03.1986) - видный конструктор ЧКЗ по танковым дизелям семейства В-2 в 1941 - 1981 гг., инженер- полковник, дважды Герой Социалистического Труда.
Родился Иван Трашутин в заводском поселке Горловка (ныне город в Донецкой области). С 1914 года семья жила в Харькове.
В марте 1930 г. окончил механический факультет Харьковского технологического института и был назначен инженером-конструктором на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ). В 1931 г. командирован в США для учебы в Массачусетском технологическом институте, где в 1933 г. защитил диссертацию с
присвоением степени магистра технических наук. В декабре 1933 г. назначен старшим инженером-конструктором дизельного отдела ХПЗ, а в феврале 1937 г. - помощником начальника КБ дизель-моторного отдела (отдел «400») завода № 183 (до 30.12.1936 г. -ХПЗ).
Активно участвовал в испытаниях и доводке конструкции дизеля БД-2, получившего во второй половине 1937 г. обозначение В-2.
В 1939 г. после выделения дизельного производства из состава завода № 183 в самостоятельное предприятие возглавил СКБ по конструкторскому обеспечению серийного производства дизелей В-2 и В-2К (для танков Т-34 и КВ), входившее в управление главного конструктора Государственного союзного завода № 75.
В декабре 1940 г. назначен заместителем главного конструктора завода и начальником отдела «1630» НИИ-1600 завода № 75. Во время Великой Отечественной войны после эвакуации завода № 75 из Харькова в Челябинск с октября 1941 г. стал главным конструктором по моторостроению ЧКЗ, где бессменно проработал в этой должности 40 лет.
Под его руководством был усовершенствован дизель В-2-34 танка Т-34, созданы дизели В-44 и В-54 для средних танков Т-44, Т-54 и дизели В2-ИС, В2-ИСЗ и В-12 для тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 соответственно.
В послевоенные годы под его руководством были созданы дизели В-55 и В-55В для средних танков Т-55 и Т-62, а также различные модификации дизеля В-12 для тяжёлых танков ИС-4М, Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М.
В 1960-х гг. под его руководством создан первый в СССР турбопоршневой многотопливный дизель В-46 с наддувом от приводного нагнетателя для танка Т-72. Модификации этого дизеля устанавливались на танках Т-72А и модернизированных танках Т-55М и Т-62М.
Текст по Бронетанковый календарь: Солянкин А., Желтов И., Попов Д.
По теме:
Последний экзамен сердца «тридцатьчетвёрки»Сердце «тридцатьчетвёрки» на тракторе