Танк ПТ-76.
Боевая масса -14т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 76,2 мм , пулемет - 7,62 мм ; броня - противопульная; мощность дизеля - 176 кВт ( 240 л .с.); максимальная скорость: на суше - 44 км/ч , на плаву - 10 км/ч .
Танк был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 16 августа 1952 г.
Его серийное производство было организовано на СТЗ в 1953-1959 гг. Всего было выпущено 1916 танков ПТ-76.
Испытания танка ПТ-76 на плаву (волнение моря 3 балла).
Пример применения ПТ-76 - Особенно следует отметить форсирование Ирбенского пролива в Балтийском море, впервые проводившееся в 1957 году при состоянии поверхности моря 4 балла. Подготовку БТТ и личного состава к этим учениям проводили сотрудники Полигона.
35 боевых машин: танки Т-54 с плавсредствами, плавающие танки ПТ-76 и бронетранспортеры БТР-50П в районе г. Вентспилса ночью скрытно вошли в море и утром после 8-часового проплыва подошли к острову Сааремаа, открыли по нему огонь, вышли на берег и без остановки совершили 80-км марш. Бронетанковую технику сопровождало 27 кораблей Балтийского флота.
Танк ПТ-76 явился базовой машиной для создания
плавающего бронетранспортера БТР-50П, гусеничного самоходного парома ГСП, машины технической помощи МТП, опытного танка «Объект 170» с реактивным оружием и опытной самоходной пусковой установки тактических ракет «Марс» («Объект 806»). С использованием узлов и агрегатов танка был создан подводный разведчик РПС-75.
По теме:
Триумф танка ПТ-76Танк ПТ-76 и ПТ-76БМодернизированный легкий танк ПТ-76Б (проект) Фото -
Реализация требований к плавающему танку ПТ-76 оказалась для конструкторов Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) неосуществимой. Изготовленный ими опытный образец имел много недостатков, и правительство решило подключить к выполнению этого задания ленинградских танкостроителей с их сравнительно мощной для того времени экспериментальной базой, а также челябинцев, которые имели огромный опыт отработки конструкции под массовое производство.
Первые прикидочные проработки компоновки плавающего танка начал Д.С.Троянов, затем к этой работе подключились Г.Н.Москвин, Г.Н.Рыбин, А.Н. Стеркин и Н. Ф.Шашмурин.
Работа начиналась с «нуля». Пришлось постигать основы гидродинамики, теории плавучести, исследовать водоходные движители, выявлять их сильные и слабые стороны в условиях движения танка.
Во ВНИИ-100 были разработаны водометный движитель, эжекционная система охлаждения для основного двигателя и ходовая часть. Спроектированная специалистами института гусеница с открытым металлическим шарниром и штампованным траком имела наименьшую массу по сравнению с лучшими зарубежными образцами.
Легкий 14-тонный плавающий танк ПТ-76, вооруженный 76-мм пушкой, отличался высокой устойчивостью на плаву, что позволяло в этом положении вести огонь из пушки и уверенно двигаться при 4- и 5-балльном волнении во время морских десантных операций. Этот танк обладал наиболее высокой проходимостью по мягким грунтам и снежному покрову. Подобной машины не имела ни одна зарубежная армия.
Впоследствии в танке ПТ-76 была применена 2-плоскостная стабилизация пушки, увеличено водоизмещение корпуса, установлены приборы ночного видения.
На базе танка ПТ-76 без существенных изменений был создан бронетранспортер БТР-50П, предназначенный для перевозки личного состава (до 20 человек) и военного имущества. Грузоподъемность БТР-50П составляла 2 т. Обе машины серийно изготавливались на СТЗ, на котором в ноябре 1950 г. было образовано танковое КБ.
На вооружение Вьетнама
Модернизация вьетнамских ПТ-76Б
Индонезия