Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова (Донецкая область). В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на «отлично», поступил в Харьковский политехнический институт (ныне - Национальный технический университет «ХПИ») на энергомашиностроительный факультет, специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). В этот период кафедрой ДВС заведовал выдающийся ученый в области тепловых двигателей, основатель научной школы двигателестроения профессор Николай Матвеевич Глаголев, принимавший непосредственное участие в создании легендарного танкового дизеля В-2.
В 1965 году Н. К. Рязанцев переходит в конструкторский отдел танковых двигателей (отдел 63), который вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» (ХКБД). В те годы на ЗиМ разворачивалось производство нового основного танка Т-64, созданного под руководством легендарного Главного конструктора бронетанковой техники Александра Александровича Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый дизель 5ТДФ, отличавшийся новаторскими конструкторскими решениями (двухтактный цикл с эффективной системой газообмена; горизонтальное расположение цилиндров; двухсторонний отбор мощности; система наддува, обеспечивающая хорошую приемистость и пусковые свойства и др.). Н. К. Рязанцев оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969-м - заместителем начальника отдела, а в 1970-м - начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период совместно с ведущими организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие технико-экономические показатели нового танкового дизеля.
В 1973 году Николай Карпович назначен Главным конструктором ХКБД. Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки отделом перспективного проектирования был создан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л. с., который предполагалось устанавливать на новые перспективные танки. Этим отделом в то время руководил выпускник ХПИ 1962 года Валентин Николаевич Зайончковский, впоследствии - Главный конструктор ЗиМ по тепловозным дизелям. Важнейшей задачей ХКБД было также создание на базе 5ТДФ нового форсированного танкового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000 л. с. Был выполнен огромный комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации, изготовлению опытных образцов, проведению стендовых испытаний. Испытаны в реальных изделиях в различных климатических условиях новые образцы дизелей, что позволило в 1983 году принять на вооружение танк Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря этому новому двигателю удалось увеличить среднюю скорость танка на 19-35 %, сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза, увеличить запас хода на 6-32 %.
Статья про
жизненный путь и разработки Н. К. Рязанцева.
Книга Рязанцев Н. К.
Моторы и судьбы. О времени и о себе.