100 лет со дня рождения Николая Александровича Шомина.
Поле ухода по состоянию здоровья с должности А.А. Морозова были две кандидатуры -
Н.А. Шомин и Е.А. Морозов.
С мая 1976 года по май 1990 Н.А. Шомин возглавлял харьковское танковое КБ.
Нижний ряд: слева направо: Е.А. Морозов, Д.А. Шестак (начальник опытной базы), Н.А.Шомин, А.А. Абрамов, А.М. Кретов (секретарь партбюро ХКБМ).
Источник.
При нем шло развитие Т-64Б (см
«Кедр» - альтернатива Т-80У), на основе которого в дальнейшем был создан «Объект 478» и его модификации, будущий
Т-80УД, начались разработки перспективного танка
Объект 490А «Боксер» выполненный в двух модификациях. В дальнейшем работы над его развитием -
Объект «477». Хотя действительно передовые идеи были отвергнуты в угоду мнимой простоте, что оказалось «ловушкой». См. варианты проекта «490»-
Объект 490 и
Объект 490 «Перспектива 2001».
К нему у некоторых ветеранов отрасли весьма неоднозначное отношение, связано это прежде всего с «Пирровой победой» сторонников газотурбинного танка.
Из журнала Вестник бронетанковой техники -
10 апреля 1983 года исполнилось 60 лет со дня рождения Николая Александровича Шомина - активного участника Великой Отечественной войны, генерал-майора-инженера лауреата Ленинской премии, начальника и главного конструктора Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А. А. Морозова.
Вся жизнь и творческая деятельность Н. А. Шомина связана с танками. Он окончил Харьковское танковое училище. Выпуск из училища совпал с началом Великой Отечественно войны. На второй день войны Н. А. Шомин вместе с другими выпускниками училища получил на Харьковском заводе им. Коминтерна новый танк Т-34 и отбыл на фронт, где в числе других воинов, принял на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков. Он воевал на Западном фронте, под Москвой, на Курской дуге, участвовал в боях за освобождение Крыма. За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны Н. А. Шомин награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями. Он прошел путь от механика-водителя до заместителя командира батальона, познав все тонкости и особенности боевого применения бронетанковой техники.
В 1944 году командование послало Н. А. Шомина на учебу в Военную академию бронетанковых войск, которую он закончил в 1949 году с отличием. После окончания академии Н. А. Шомин направляется в танковое конструкторское бюро Уралвагонзавода, где прошел все ступени конструкторской деятельности и в 1964 году был назначен главным конструктором по разработке специального изделия. В 1968 году Н. А. Шомин назначается заместителем главного конструктора, а в 1976 году - начальником и главным конструктором Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А. А. Морозова.
За время работы в конструкторских бюро Н. А. Шомин проявил себя способным конструктором и организатором, сумевшим нацелить коллектив на решение сложных технических задач. Он непрерывно совершенствовал свои инженерные знания и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Важным этапом в творческой деятельности Н. А. Шомина было активное участие в постановке на производство и совершенствовании танка Т-64А, создание которого ознаменовало крупную качественную ступень в послевоенном танкостроении.
За большой личный вклад в создание и совершенствование бронетанковой техники Н. А. Шомин награжден орденами Ленина и Октябрьской революции. В 1978 году ему присуждена Ленинская премия.
Много внимания Н. А. Шомин уделяет пропаганде научно-технических достижений в танкостроении, являясь членом редколлегии журнала «
Вестник бронетанковой техники» автором многих статей в этом журнале.
Свой юбилей Николай Александрович Шомин встретил в расцвете творческих сил, продолжая успешно работать над проблемными вопросами бронетанковой техники.
По теме:
Воспоминания:
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВВоспоминания ветерана КБ-60МО моей работе в ХКБМ. В.И. Гошков, д.т.н.Определяем участников создания броневого щита СССРК 110-й годовщине со Дня рождения Александра Александровича МорозоваПроект «ЭТА». Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477 Дневники:
ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича МорозоваТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)