Книга про С.П. Изотова, создателя ГТД для Т-80

Jan 21, 2013 18:19




Книга С.П. Изотов (20 мб, *.pdf)

Книга  про работу выдающегося конструктора авиационных двигателей, Героя Социалистического Труда С.П. Изотова. Кроме получивших мировое признание авиационных двигателей С.П. Изотов разработал и танковый ГТД для Т-80.
В книге есть типичные для оправдания для решений связанных с разунификацией танкового парка и создания для Т-80 своей новой ходовой части. Причиной отказа от ходовой Т-64 опять называют большую мощность ГТД (1000 л.с.)
В книге говорится: «Многие специалисты и чиновники сопротивлялись этому, но конструкторы с помощью своих кураторов - Устинова и Котина - смогли убедить всех несогласных в необходимости такого шага…»
Известно, что ходовая Т-64 вполне выдерживала такую мощность при установке дизеля 6ТД с такой же мощностью, а с рядом модификаций и 1200 л.с. на объекте 478ДУ (Т-80УД со стальной ходовой по типу Т-64).




Так же из книги понятно, что убеждали конструкторы с помощью своего куратора - Устинова, который при необходимости мог убедить принять ходовую хоть с квадратными катками.
Тем не менее, книга может быть интересна интересующимся историей танкостроения в СССР и работой выдающегося конструктора С.П. Изотова.
В книге содержится ряд воспоминаний участников событий сравнительных испытаний танков Т-72, Т-80 и Т-64 в различных условиях. Рассказывается о возникавших с ГТД проблемах и путях их решения. Даются некоторые цифры стоимости разработки Т-80 - «полтора миллиарда народных рублей» на 1976 год, и стоимости ГТД в разный период.
Интересны и цитаты приводимые в книге, например озвученное Куликовым мнение на совещании у Устинова 18 января 1976 года: «Танки имеют большой расход топлива, в 1,6-1,8 раза превышающий его расход дизельными двигателями, что вызывает крайне нежелательное увеличение тыловых средств подвоза топлива. Комплекс вооружения танка «объект 219» и его броневая защита не имеют преимуществ по сравнению с серийно выпускаемыми танками «Урал» (Т-72) и Т-64А. Армии не требуется третий тип среднего танка с аналогичными боевыми характеристиками».

На что Устинов ответил:
«Товарищи, сегодня знаменательный день: мы принимаем на вооружение лучший в мире танк с газотурбинной силовой установкой. Я благодарен вам за огромный труд по моральной и технической поддержке разработчиков этой машины…»
Возможно, даже не ставя такой цели в книге показывается несвоевременность и ошибочность создания танка, аналогичного по характеристикам Т-64, но более дорогого и требующего больших финансовых и научных затрат на свою разработку. Безусловно создание ГТД было подвигом конструкторов, но зачем нужен был этот подвиг при наличии дизельных 6ТД той же мощности.



Т-80, ГТД

Previous post Next post
Up