5 января 1939 года выходит Постановление СНК СССР об образовании самостоятельного дизелестроительного завода.
Тогда из состава завода №183 выделились новые: блок механических и сборочных цехов (корпус «400»), цветолитейный и кузнечно-штамповочный цехи, где сосредоточилось производство двигателя В-2 а также новый инструментальный и модельный цехи.
Автотранспортный цех завода №183 был разделен на две части 40% автоцеха и его работников отдали дизелестроителям.
Естественно, к ним отошел научно-исследовательский институт по двигателям - НИИ-466. Вместе они образовали единый завод.
Так 39-й год стал годом «рождения» еще одного предприятия. Перед войной оно, пожалуй, одно из самых молодых и совершенных по оснащению в Союзе.
Первоначально новый дизельный завод был ориентирован на выпуск В-2 и В-2В (для легкого танка А-8 и трактора (тяжелого артиллерийского тягача) «Ворошиловец», Программа на 1939 год составила 1000 дизелей.
После долгих ожиданий, неудачных попыток в 1936-1938 годах, наконец-тов мае-июне 1939 года три дизеля из так называемых «эталонных» были поставлены на Государственные испытания на стенде и в объектах.
Приказом Наркомсредмаша с 1 сентября 1939 года дизель В-2 был запущен в серийное производство с гарантийным сроком работы 100 часов.
Всего завод № 75 выпустил с начала войны до эвакуации более 2300 моторов.
Приближение врага к Харькову заставило провести эвакуацию промышленных предприятий глубоко в тыл страны.
государственного завода №75 Народного Комиссариата среднего машиностроения, г. Харьков.
По теме:
Последний экзамен сердца «тридцатьчетвёрки»Сердце «тридцатьчетвёрки» на тракторе