Точкой отсчета создания КБ считается 1 декабря 1927 года, когда Постановлением постоянного мобсовещания в Москве через Главное Управление металлической промышленности было предписано в срочном порядке проработать вопрос о постановке на ХПЗ производства танков...
Тогда же на паровозостроительном из числа конструкторов тракторного производства была создана танковая конструкторская группа под руководством И. Н. Алексенко. Она и начала творческий путь коллектива, который уже вскоре утвердил себя приоритетными разработками и принес ему мировую славу, правда, для широкого круга населения это раскрылось гораздо позже, а многие годы КБ и его разработки для всех были тайной за семью печатями.
За это время здесь создано много типов танков, ставших надежной основой в обороноспособности страны. В первом их ряду - знаменитая «тридцатьчетверка», сыгравшая одну из решающих ролей в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Впервые в области танкостроения здесь были созданы автомат заряжания, гидромеханическая трансмиссия, эжекционная система выхлопа, зенитная установка, обеспечивающая стрельбу из забронированного объекта, и другие технические новшества, позволившие уже в послевоенное время создать танк нового поколения - Т-64, идеология которого осталась базовой для современных серийных танков.
С основания и до 2011 года в КБ было всего 6 главных конструкторов - руководителей коллектива: кроме уже упомянутого И. Н. Алексенко, это А. О. Фирсов, М. И. Кошкин, A. A. Морозов, H. A. Шомин и М.Д. Борисюк. Личности с большой буквы.
А потом все пошло уже по-другому и всем эта история известна, сейчас будущее КБ, да и само существование, под вопросом.