Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова Донецкой области. В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на "отлично", поступил в Харьковский политехнический институт на энергомашиностроительный факультет, специальность "Двигатели внутреннего сгорания" (ДВС).
В те годы на заводе им. В.А. Малышева разворачивается подготовка к производству нового танка Т-64, созданного под руководством Главного конструктора бронетанковой техники А.А. Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый двигатель 5ТДФ - двухтактный дизель с горизонтальным расположением цилиндров, противоположно движущимися поршнями, двухсторонним отбором мощности, газотурбинным наддувом и эффективной системой газообмена - был создан специально для танка и отличался высокими массогабаритными показателями, топливной экономичностью, приемистостью и хорошими пусковыми свойствами.
Н.К. Рязанцев оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969 - заместителем начальника отдела, а в 1970 - начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период в ХКБД совместно с ведущими научными и конструкторскими организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие тактико-технические данные нового танка.
В 1973 году Николай Карпович Рязанцев назначен Главным конструктором ХКБД.
Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки в отделе перспективного проектирования был разработан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л.с., который предполагалось устанавливать на перспективные танки.
Подробнее
https://btvtinfo.blogspot.com/2019/04/blog-post_9.html