105 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора авиационной, ракетной и ракетно-космической техники академика Владимира Николаевича Челомея
Челомей В.Н. (30.06.1914 - 8.12.1984), родился в г. Седлец, Привислянского края (ныне г. Седльце на территории Польши).
Именно ему суждено было стать творцом ядерного щита Советского Союза.
В истории мировой науки и техники есть одна особая дата - 30 июня 1914 года. В этот день родился выдающийся ученый и конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, основатель одного из ведущих оборонных предприятий России академик Владимир Николаевич Челомей. Кавалер пяти Орденов Ленина и ордена Октябрьской революции, он был удостоен Золотой медали им. Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации и Золотой медали им. А.М. Ляпунова - высшей награды Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.
Формирование Владимира Челомея как будущего ученого началось еще в студенческие годы. Уже тогда у него появилось глубокое, сохранившееся на всю жизнь, увлечение механикой вообще и теорией колебаний в частности. Одно из весьма важных теоретических исследований В.Н. Челомея посвящено решению сложнейшей задачи механики - проблеме динамической устойчивости упругих систем, и прежде всего теоретическому описанию устойчивости в полете ракеты - весьма чувствительной упругой системы. Именно он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих систем с помощью высокочастотных вибраций.
В.Н. Челомей и Главнокомандующий ВВС маршал П.С. Кутахов в главном отсеке орбитальной пилотируемой станции комплекса «Алмаз»
Невозможно переоценить заслуги В.Н. Челомея в деле укрепления оборонной мощи страны. Противокорабельные крылатые ракеты, разработанные НПО машиностроения под руководством В.Н. Челомея, составляли, в разное время, до 80% противокорабельных крылатых ракет ВМФ, в том числе 100% противокорабельных ракет подводных лодок. В настоящее время ударными ракетными комплексами, созданными академиком, вооружены флагманы всех флотов России, надводные корабли, подводные и береговые соединения Военно-Морского Флота.
Рожденные в конструкторском бюро В.Н. Челомея комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами и их модификации в кратчайшие сроки позволили достигнуть ракетно-ядерного паритета с США. Ракеты семейства УР-100 составляли до 70% группировки РВСН, на них было развернуто до 82% боевых блоков РВСН.
Золотую Звезду Героя Социалистического Труда В.Н. Челомею вручает Л.И. Брежнев
Огромен вклад Владимира Николаевича в развитие отечественной космонавтики. Он разработал первую в мире орбитальную пилотируемую станцию «Алмаз».
Изобретенные и построенные В.Н. Челомеем маневрирующие спутники серии «Полет», космическая система противоспутниковой обороны на их базе, управляемые спутники глобальной морской космической разведки и целеуказания, а также автоматические станции серии «Алмаз-Т», предназначенные для наблюдения за поверхностью Земли из космоса, позволили значительно повысить обороноспособность страны.
Под руководством этого гениального ученого была разработана тяжелая ракета-носитель «Протон». Она до настоящего времени находится в эксплуатации и является наиболее мощным отечественным носителем, обеспечивающим большое количество запусков, в том числе в интересах Министерства обороны.
Отрадно, что научная школа академика В.Н. Челомея, его конструкторские идеи и по сей день живы в его учениках и последователях.
Память о великом ученом и конструкторе увековечена в книгах и фотоальбомах, в памятниках и музеях, посвященных достижениям отечественного ракетостроения, и бережно сохраняется в сердцах работников нашего предприятия.
Во время Первой мировой войны семья переехала в Полтаву. Там Челомеи проживали в одном доме с потомками Гоголя и Пушкина - Данилевскими и Быковыми, у которых часто бывали А.Макаренко и В. Короленко. В 1926 г. семья переезжает в Киев, где после окончания семилетней трудовой школы в 1927 году Владимир поступает в Киевский автомобильный техникум. В 1932 г. восемнадцатилетний Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. Через год факультет отделяется в самостоятельное учреждение - Киевский авиационный институт им. К.Е.Ворошилова (сейчас Национальный авиационный университет).
Выбор КПИ для будущего конструктора был сознательным и желанным, ведь здесь сформировалась знаменитая киевская авиационная школа. К тому времени она уже дала миру не только около 50 конструкций новых самолетов и вертолетов, но и целую плеяду выдающихся конструкторов - Игоря Сикорского, Дмитрия Григоровича, Александра Микулина, Константина Калинина, Льва Люльева, Архипа Люльку. Именно в КПИ восьмью годами ранее поступил будущий космический гений Сергей Королев.
В 1937 г., на год раньше, чем его однокурсники, Владимир Челомей получает диплом инженера с отличием. Его приглашают в Институт математики АН УССР в г. Киеве, где он работает над диссертацией «Динамическая устойчивость упругих систем».
Ракета УР-500 "Протон".
Ракета «Протон» отправила в космос самые тяжелые аппараты: все орбитальные пилотированные станции «Салют» и «Мир», большое количество геостационарных спутников связи и научных модулей. «Протон», несмотря на свой почтенный возраст она выводит спутники на орбиту и сегодня.
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА УР-100 (8К84)
«Алмаз».
Именно в конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родилась идея создания долговременной орбитальной станции, своеобразного «космического дома», которая стала основой для всех будущих пилотированных станций серии «Салют» и «Мир».
Выполненные в 1973-1976 гг. работы по созданию долговременной станций по программе «Алмаз» - «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», возглавлял В. Челомей.
В 1981 г. выведен на орбиту один из элементов проекта «Алмаз» - универсальный транспортный корабль снабжения «Космос-1267», который состыковали со станцией «Салют-6», в результате чего образовался орбитальный комплекс массой около 40 т. Потом состоялись запуски аппаратов «Космос-1443» и «Космос-1686», выполнявших функции космических грузовиков, мощных межорбитальных буксиров и специализированных модулей.
П-5, П-35, Редут ....