В Ф-буке сообщает
Сергій Згурець:
Страсти по броне или где БТРы?
Сегодняшнее сообщение «Укроборонпрома» таки вывело на публичную поверхность проблему, которая длительное время высекала искры в отношениях Минобороны и предприятий концерна, ответственных за выпуск бронетехники.
Итак, констатирующая часть такова:
«На ДП "Житомирський бронетанковий завод" призупинено роботу цеху з виробництва корпусів БТР-4. Це вимушене рішення прийнято керівництвом підприємства через відмову військової прийомки Міністерства оборони України допустити до експлуатації у військах БТР-4, корпуси яких виготовлені з бронесталі виробництва країн ЄС та НАТО. Ситуація виглядає абсурдною, адже бронесталі, з яких виробляються бойові машини у США, Німеччині, Франції, Великобританії, Нідерландах, Бельгії, Польщі та інших країнах світу, визнано непридатними для української бронетехніки».
Для меня эта ситуация также из ряда вон выходящая. Насколько мне известно, военная приемка требует подтверждения химического состава зарубежной брони, из которой собираются варить корпуса для БТР-4 по гособоронзаказу. В частности, это касается финской MiiLux Protection. По утверждению военной приемки, по своему химсоставу она не отвечает требованиям конструкторской документации.
С другой стороны, или, скажем так, другая правда в том, что ХКБМ им. Морозова, которое отвечает за конструкторскую документацию, для изготовления корпусов БТР-4 и БТР-3 допускает 4 вида брони. Это украинская броня марки «71» и ее «аналоги». Таких аналогов прописано три - польская, бельгийская и уже упомянутая финская MiiLux Protection 500.
Зарубежные поставщики этой брони и их представители, с которыми я разговаривал, утверждают, что они поставляют в Украину броню, которая полностью отвечает заявленным баллистическими требованиям заказчика. У покупной брони есть соответствующие сертификаты, подтверждающие качество их брони, которая используется для производства бронетехники как за рубежом, так и в Украине. Например, из брони MiiLux Protection свариваются корпуса украинских бронемашин “Козак”, которые прошли все испытания на минную и противопульную стойкость. При этом поставщики готовы провести очередные испытания на обстрел сваренных бронедеталей корпусов БТР на полигоне, чтобы в очередной раз подтвердить качество поставляемой брони.
Ну, в общем, вся это история на текущем этапе, в моем разумении, свелась до следующего: «вам броня нужна или таблица Менделеева?», «вам шашечки или ехать?».
Теперь самое время задать себе вопрос - как мы докатились до жизни такой, и почему одним очень нравится броня «71», а другие утверждают, что производить из нее бронетехнику - сложно, дорого и рискованно.
Опишу кратко путь, по которому шло ХКБМ им. Морозова к решению использовать импортные марки стали для производства того же БТР-4.
В 2010 г. ХКБМ начал выпуск БТР-4 для инозаказчиков. Преимущественно все корпуса бронетранспортёров БТР-4 первых партий были выполнены из отечественной стали марки «71».
Их корпуса производились на Лозовском кузнечно-механическом заводе. В 2014 г. бронетранспортёры БТР-4 стали поставляться для нужд Национальной гвардии и Министерства обороны Украины - они были из тех, которые вернул нам Ирак. При этом в процессе эксплуатации БТР-4 выпуска 2010 года как минимум на 30 корпусах (практически на каждом третьем) - были выявлены многочисленные трещины. Они также появлялись и в процессе эксплуатации в ВСУ и НГУ. Так, в 2018 году было более 10 рекламаций на новые трещины в корпусах, которые ХКБМ получило от подразделений Министерства обороны Украины.
ХКБМ в качестве эксперимента было выпущено несколько корпусов БТР из импортной стали. Около десятка корпусов из бронестали MiiLux Protection были изготовлены Лозовским кузнечно-механическим заводом. И примерно столько же корпусов из бельгийской стали HB 500 MOD. В соответствии с совместным решением с Минобороны на семи корпусах БТР из бельгийской HB 500 MOD проводилась подконтрольная эксплуатация. В течение подконтрольной эксплуатации трещин на корпусах не было выявлено.
Что касается финской продукции Miilux 500, то, как мне пояснил представитель этой компании, “Miilux 500 используется в более сорока стран мира для производства военной техники и соответствует стандарту НАТО Stanag L1 - L5 на что готовы предоставить все соответствующие документы. В течении 2014 года сталь Милюкс успешно прошла все возможные баллистическое и лабораторные испытания на ГП «ХКБМ». На ООО «Лозовской кузнечно - механическом завод» было произведено 14 корпусов, которые успешно прошли испытания и проходят эксплуатацию в войсках”.
Финская, польская и бельгийская броня, как я уже говорил, определены решением главного конструктора ХКБМ как аналоги “71-й”, из который у нас могут производится и БТР-4, и БТР-3. Нынешний производитель 71-й брони - ПАО «Метинвест». Вернее, производитель стали с требуемыми характеристиками, которая становится броней только после закалки в специальных печах. Эту закалку в ходе производства корпусов «троек» и «четверок» производит ООО «Лозовской кузнечно - механический завод", которое и стало монополистом в производстве корпусов из «71-й» брони, именно из-за узкого «горлышка» закалки.
При этом зарубежная броня от всех поставщиков «аналогов» "71-й"может поставляться как в закалённом, так и незакаленном виде. При этом корпуса, если уметь, можно варить сразу из закаленной брони. Это существенно сокращает технологический цикл. При этом зарубежные поставщики готовы поставлять броню в любом заказанном объеме и любых требуемых толщин.
У нас с ПАО «Метинвест» с этим тоже нюансы.
Для того же БТР-3 нужны разные толщины брони, включая 4 и 5 мм. ПАО «Метинвест» может выдать броню только от 6 мм. При этом для изготовления корпусов БТР-3, согласно конструкторской документации, запрещен микс стали разных производителей. Замена толщин 4 и 5 мм на 6 мм для производства корпусов БТР-3М1 также не допускается, так как это утяжелит машину.
Также ПАО «Метинвест» может делать минимальный объём плавки в 250 тонн. Это достаточно значительный объем. Это очень много. Но на фоне громадных плавок для граждансих целей ПАО «Метинвест» бронемелочёвка для БТР предприятию малоинтересна.
На данном этапе производить корпуса из «71-й» брони может только Лозовая. И она же катастрофически срывает выполнение ДОЗа по производству заказанных корпуса для БТР-4. Из заказанных десятков корпусов в 2018 г. были поставлены единицы. Такая же картина и за прошедший период 2019 г. Причина - не только длительный цикл производства, сколько нехватка квалифицированного персонала. Как я уже как-то писал, большая часть “лозовских” сварщиков поехали варить корабли в Польшу. Это - следствие 2017 г., когда на Лозовую загрузка вообще не была спланирована.
Сегодня Лозовской кузнечно-механический завод просто не в состоянии выполнить программу, которая была на него возложена.
Именно поэтому “Укроборонпром” и взялся за производство корпусов из зарубежной брони, под это были созданы новые мощности на Житомирском заводе, на ХКБМ и на Заводе им. Малышева (хотя ХКБМ также уже имеет цикл и для производства корпусов и из 71-й).
Теперь, как я понимаю, зарубежная бронеинициатива поставлена на паузу до окончательного выяснения отношений между Минобороны и предприятиями “Укроборонпрома”. Самое время новой власти продемонстрировать свои компетенции.
Но!!! - независимо от того, каким будет ответ и чья логика окажется побеждающей, на сроки изготовления БТР это повлияет крайне отрицательно.
P.S. Я здесь описал самую общую канву проблемы, не вдаваясь в особенности технологических проблем, связанных с качеством сварки корпусов, с расходами на обрезку закаленной кромки у «71-й» брони, значительного перерасхода количества «71-й» брони для производства одного корпуса БТР по сравнению с импортной, и другими деталями. Они также очень важны, но, вероятно, блекнут перед более простыми вопросами - из чего таки будем делать наши БТРы, когда их начнем, наконец, делать и как начнем нагонять критическое отставание по их производству?