Колокольный мир

Jul 01, 2011 13:31

21:50 26.06.2011

Колокольный мир

Самым ранним приспособлением для размещения колоколов в европейской архитектуре были деревянные столбы у входа в церковь. Позднее, чтобы звон был слышен дальше, колокола стали поднимать выше или строить для этого особые башни. В начале VI века в Равенне выстроили высокие башни рядом с базиликами св. Аполлинария Нового и св. Аполлинария во Флоте. Сначала они, по-видимому, предназначались для военных целей, но затем были превращены в колокольни. Башни эти круглые; фасады их расчленены карнизами на этажи, в которых прорезаны окна, освещающие внутренние лестницы. В нижних этажах эти окна перекрыты простыми полуциркульными арочками, в верхних - двойными и тройными.


Башни, возведенные на протяжении VI столетия в Равенне, послужили образцом для множества средневековых итальянских колоколен, которые с IX и X веков делаются обычным украшением церковных зданий. В этот период колокольня - "кампанилла" чаще всего имела форму прямоугольной в плане башни с проемами для звона в верхней части. Колокольни в Италии довольно долго строили круглыми или квадратными, обыкновенно отдельно от церкви, и лишь в редких случаях соединяли с ней галереей. Фасады их также расчленяются на этажи, а широкие окна верхних этажей с течением времени превращаются в открытые аркатуры, имеющие довольно сложную архитектурную проработку.




Перекрытия для них чаще всего делали в виде плоской или низкой четырехскатной крыши. В качестве характерных примеров этого стиля можно привести колокольни римских церквей св. Пуденцианы (IX век) и св. Георгия in Velabro (XI век), а также удивительно стройная колокольня в Помпозо, недалеко от Равенны (1063 год). Несколько иную разделку, продольными лопатками с двойными орнаментальными арочками вверху, имеет колокольня собора на острове Торчелло (XII век) и башня при церкви св. Зенона в Вероне (1139 год), где нет деления на этажи. В самом развитом виде эти формы романских колоколен использованы в наклонной колокольне Пизанского собора - сооружении цилиндрической формы, которое украшают восемь ярусов открытых аркад. Во время ее постройки фундаменты дали неравномерную осадку, вследствие чего башня к настоящему времени отклонилась на одиннадцать футов от отвесной линии.



Во Франции этот тип колоколен получил дальнейшее развитие. Устанавливается обычай строить две квадратные в плане башни по сторонам западного портала, и не отдельно, а в связи со всем церковным зданием. Иногда количество башен увеличивается, и их размещают так: две на западном фасаде, одну на месте пересечения главного нефа с трансептом и две на концах трансепта. Церковь в Клюни имеет шесть башен, церковь св. Стефана при мужском монастыре в Кане (1066 год) - семь. Оформление фасадов почти то же, что и у итальянских башен, только более подчеркнуто деление на этажи. Они часто не только отделяются друг от друга карнизами, но и отличаются размерами плана, уменьшаясь кверху. Обычная романская аркатура опирается на более узкие и длинные колонки, между которыми прорезаны щелеобразные окна.

В Нормандии церковные башни, фланкирующие западные фасады, увенчиваются остроконечными восьмигранными крышами, причем наружные углы, получающиеся при переходе от квадратного плана к восьмиугольнику, заполняются маленькими башенками. В то же время в Германии распространяется круглая и многогранная форма колоколен-башен, соединяющих в себе все типичные черты романского зодчества и размещающихся по общепринятому принципу. Так, восточные и западные концы среднего нефа Вормского собора (XII век) украшены четырьмя массивными, постепенно расширяющимися книзу круглыми башнями, а над пересечением главного нефа и трансепта возведена невысокая восьмигранная башня с пирамидальным верхом. То же повторяется в соборах Майнца (1036 год), Трира (1047 год), Шпейера (1030 год) и других.




Обычай постройки башен при церквах сохраняется и получает дальнейшее развитие в готической архитектуре, для которой характерна тонкая и сложная проработка множества мелких деталей. Оставив прежними планы и принцип разделки фасадов, готика вводит лишь свойственные ей элементы - стрельчатую арку в аркадах и в перекрытиях окон, развитой профиль карнизов и пилястров, а также все детали готических скульптурных украшений.

Пирамидальные покрытия еще более повышаются и, наконец, превращаются в шпили. План шпиля представляет собой обыкновенно восьмиугольник, а переход от квадрата к восьмиугольнику образуется арк, перекинутых под углами квадрата. Снаружи над отрезанными таким образом треугольниками в XIII веке возводятся каменные пирамидки, а позднее устраивается парапет, скрывающий основание шпиля, с маленькими башенками по углам, от которых нередко перекинуты опорные арки на шпиль. Собор в Амьене (XIII век) имеет над средней башней шпиль, сделанный из дерева и обитый свинцом, вышиной в 154 фута от основания.




В церковной архитектуре эпохи Возрождения колокольни не играют уже такой роли, как в романской и готической, и строятся сравнительно редко. В архитектуре барокко замечается нередко возврат к планам романских церквей и к двум башням на западном фасаде, но они уже значительно ниже, и аркатуры на них заменяются одним арочным пролетом. Первые колокола, полученные в Константинополе из Венеции (около 865 года), были повешены около храма св. Софии на специально выстроенной для того башне. Позднее для колоколов на Востоке редко строились колокольни; обыкновенно их подвешивали на деревянной перекладине между столбами. В XIII-XIV веках устраивались звонницы над одной из стен церкви, в виде трех столбиков, перекрытых двумя арками, под которыми помещались колокола.

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ


Звон Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры

Звон записан Н.Н. Померанцевым в 1978 году. По своему характеру звон близок к ростовской традиции, звон был создан в Лавре после Великой Отечественной Войны на исторических колоколах, собранных из различных храмов. Звон отличает отсутствие явно выраженной трели в верхнем регистре, а также насыщенное, стройное звучание средних и больших колоколов.


Звон большой колокольни Троице-Сергиевой Лавры

Звон записан Н.Н. Померанцевым в 1978 году. Вы услышите классическое звучание лаврского звона, который много десятилетий совершается на втором ярусе Лаврской колокольни. Множество сложнейших ритмико-мелодических попевок, характерный раскатистый трезвон, словно эхом разносится окрест. С чем сравнить его? - с птичьими руладами, с праздничным пением Пасхального Канона, с сверкающим потоком кристально-чистой воды...


Звон Владимира Ивановича Машкова в Новодевичьем монастыре

Владимир Иванович оставил по себе множество учеников, он передал нам всем традиции старо-московской школы звона. Его звон отличается особой рассудительностью, уравновешенностью. Как говорил он сам: "Звон должен быть, как стихи, чтобы всё в рифму звучало".


Суздальский звонарь Валерий Гаранин звонит на колокольне Новодевичьего монастыря в Москве

Послушаем современную студийную запись звона колоколов Новодевичьего монастыря (Общество Церковных Звонарей, 2004). Эта запись сделана для второго компакт-диска из серии "Колокольные звоны Пасхальной Москвы", диск сейчас готовится к изданию.


Ионинский звон Ростова Великого. Запись 1963 года

Лучшее, что может сформировать церковного звонаря - это внимательное изучение Ростовской традиции звона. Удивительная стройность звучания, которую всегда отмечают слушатели, достигается не только свойствами самих колоколов. Но и по-особому тактичным отношением звонарей к своим колоколам, как к церковной святыне...


Акимовский звон Ростова Великого. Запись 1963 года

В отличие от Ионинского звона, Акимовский звон представляет собою более привычный для нас трезвон в подвижном темпе. Это второй из классических звонов Ростова. На пластинке, выпущенной в 1985 году, названия дорожек были составлены с ошибками. Именно поэтому настоящая запись Акимовского звона долгое время ускользала от внимания исследователей.


Егорьевский (Георгиевский) звон Ростова Великого. Запись 1963 года

Знаменитый классический звон, своеобразная "визитная карточка" Ростова Великого. Эта запись стала излюбленной у отечественных кинематографистов, она превосходно сочетается с историческими картинами старой России. Можно только удивляться удивительной мягкости одновременного удара многотонных Ростовских колоколов.


Красный звон Ростова Великого. Запись 1963 года

Трезвон 19 века. Искусную трель исполняет Александр Сергеевич Бутылин, талантливый церковный звонарь, благодаря которому мы можем составить представление о величии колокольной культуры Царской России.


Будничный звон Ростова Великого. Запись 1963 года

Еще один вариант трезвона 19 века, но уже без больших колоколов. Благовестник для этого звона - "Красный" колокол Ростовской соборной звонницы.


Колокольный звон в селе Павловская слобода Истринского района Московской обл.

Звон в современные колокола производства "Литэкс" в исполнении Константина Мишуровского


Колокольный звон в храме прп. Сергия в Крапивниках (Москва)

Звонарь - Игорь Васильевич Коновалов, художественный руководитель звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

Звон в современные колокола, отлитые в мастерской Николая Шувалова. Запись вошла в компакт-диск "Колокольные звоны Пасхальной Москвы" (с) Общество Церковных Звонарей, 2003


Большой пасхальный звон Храма Христа Спасителя

Колокола Храма Христа Спасителя, отлитые на ЗИЛе в 1995 году.

Синхронный звон во все колокола, включая тяжелые благовестники. Звонят штатные звонари Храма Христа Спасителя.

Запись вошла в компакт-диск "Колокольные звоны Пасхальной Москвы" (с) Общество Церковных Звонарей, 2003





© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2011

источник-http://www.zvon.ru/zvon5.view5.html

read more at ANDREI-STOLIAR

rss2lj

колокол, история, разное

Previous post Next post
Up