Apr 14, 2011 00:59
Собаки Павлова исходят слюной.
Егор Летов
К моему вящему сожалению, в последнее время очень редко удается посмотреть телевизор. Тем не менее, чудеса случаются и изредка в мир прекрасного заглянуть все же удается, что и случилось недавно, когда я и увидел один прелюбопытнейший рекламный ролик. Суть его следующая: продавец-консультант интересуется у покупателя, почему он берет эту машину: из-за удобного салона, вместительности, чтобы нравиться девушкам? Нет, отвечает покупатель, причин для покупки у меня нет, эта машина мне не нужна, но, тем не менее, я ее покупаю. Параллельно этому под ненавязчивую музыку со всяческих ракурсов идет демонстрация автомобиля. Такая вот простенькая рекламка, после просмотра остается только, вздохнув, промокнуть вышитым платочном краешки глаз, слегка даже задумавшись о прекрасном.
Ролик этот является удачным примером следующего.
В потреблении ценностей с точки зрения мотивации человек проходит последовательно три стадии. Первая - потребление вызвано реальными потребностями. Вторая - движущая сила потребления - потребности вымышленные. Третья - чистое потребление ради потребления (про это, собственно, и приведенная мною реклама), без каких-либо оправданий, основа которому - успевший сформироваться на второй стадии условный рефлекс. Рефлекс этот развивается начиная с того момента, когда истинные причинно-следственные связи заменяются искусственно созданными, ложными, когда побуждающая сила действий не более чем оправдание либо обман. Подмена эта происходит, в том числе, и под влиянием рекламы, создающей из несвязанных между собой объектов образы, которые воздействуют на зрителя и, изначально существуя только в идеальном мире, меняют по своему образу и подобию мир реальный, и, проецируясь на него и искажая, заставляют все больше, больше и больше потреблять. Постепенно под воздействием рекламы сознание индивидуума разрушается, реальных связей становится все меньше и вот уже изменяется и поведенческая константа, мотивация становится настолько эфемерной, что в какой-то момент человек уже может и обойтись без нее, то есть, как в приведенном рекламном ролике открыто заявить: «Мне это ненужно, но я это беру». В принципе, судя по окружающему нас миру, сие есть никак не отвлеченные рассуждения из области фантастики, а скорее даже наоборот - неумолимая реальность. Новый порядок, предполагающий такую не отягощенную разумным форму потребления, наступает, и тот, кто первый открыто и откровенно скажет, что, чтобы поглощать блага, не нужны причины, не нужен смысл, тот и станет официальным его первооткрывателем. Тогда то все и станет на круги своя, и наступит вечный праздник всеобщей масленицы с гнилыми блинами, но только для избранных и за деньги. Упростится тогда и жизнь рекламщиков (уже упрощается!), ведь, все, что им надо будет сделать - это донести до массы информацию исключительно о наличие блага, и вот уже она, движимая условным рефлексом потребления, будет поглощать продукт без размышлений и оправданий, без причин и следствий (но с последствиями). Упростится и наша жизнь (но об этом уж как-нибудь в другой раз).
Сейчас же в завершение хотелось бы отметить следующее: в настоящее время по многим признакам завершается переход от разумно-полезного (хотя бы на уровне лозунгов и отдельных телодвижений) направляющего вектора развития общества к инстинктивно-потребительскому, направленному на получение удовольствий. При этом, как и в любом переходном периоде такого типа старые конструкции внешне сохраняются, наполняясь между тем абсолютно новым содержимым. Вопрос мотивации потребления тут является лишь одной из частностей.
графомания