Из мировых очагов культуры он, кроме Москвы, знал только Киев, Мелитополь и Жмеринку. И вообще он был убежден, что земля плоская.
(c) Ильф и Петров.
Не в самом красивом районе Петербурга, не в самом красивом здании, бывшем заводском складе, расположилась удивительная вещь - мини Россия. Точнее, её макет, точнее - Гранд макет.
На площади в 8 соток, создатели макета воспроизвели собирательные образы регионов Российской Федерации. Ключевое слово здесь «собирательные». Конечно, Петропавловский собор, Спасская башня Кремля и церкви острова Кижи узнаваемы и любимы, но не менее важны простые сценки и зарисовки из повседневной российской жизни.
Вот люди, размером с полпальца, столпились на перроне в ожидании поезда. Над ними развернулся плакат с гордой надписью: «Сибиряк - сильный характер».
Вот тюрьма с колючей проволокой и вышками по углам, гуляют собачки недоброй наружности. Вот огородное пугало в старой синей рубахе, а две соседки-дачницы болтают через забор. А вот гоголевский чёрт по кладбищу бегает.
Возле родильного дома #3 толпятся счастливые новоиспеченные родители. Охотники идут по зимнему лесу с собаками, а сбоку мы видим, как дрыхнет в берлоге медведь.
Стадо северных оленей сменяется нефтяными вышками, региональный дворец культуры - канатной дорогой в Сочи. А вон и наши биатлонисты побежали, хотя кто-то заходит на дополнительный круг ;-)
Широко растиражированные достопримечательности - это, конечно, здорово, но именно такие маленькие житейские ситуации и являются душой макета, как мне кажется.
Часы работы и билеты >> Задумал его и начал воплощать в жизнь петербургский предприниматель Сергей Морозов. А помогает ему команда из ста человек: программисты, инженеры-электронщики, художники-оформители… Ведь макет - не музейный статичный экспонат, в рамках его пространства всегда что-то двигается и происходит.
Каждые 6 минут макет горит. Можно увидеть, как из депо тут же выезжают маленькие красные машинки, спешат на помощь. Поезда ходят по расписанию и по заданным маршрутам. Время движения поезда из Санкт-Петербурга на Дальний Восток составляет 18 минут.
Каждые 13 минут над макетом происходит смена дня и ночи. В качестве источников света впервые в мире было использовано более полумиллиона мощных светодиодов разного цвета на потолке, и триста тысяч на макетном поле, которые позволяют равномерно осветить всё макетное пространство, не создавая теней.
“- А ещё у нас летающая тарелка в воздухе на системе электромагнитов висит - крутится, светится, мигает лампочками. Электроэнергию она получает с помощью электромагнитной индукции дистанционно. Казалось бы, примитивная вещь, но на самом деле там применены достаточно серьёзные технические решения”, - рассказывает Сергей Морозов.
“- Но основное наше достижение, и о нём я уже упоминал, - это smart-система движения автомобилей. Допустим, как движутся машинки на похожем макете в Гамбурге? Ездят они по заранее заложенной программе. Останавливаются только в строго отведённых местах - там, где стоят стоп-магниты. Для поворотов используются специальные стрелки-переключатели. Для зарядки аккумуляторов в кабины вставлены усики. Когда батарея садится, машинка заезжает под макет и останавливается в определённом месте. Контакт при зарядке искрит, и это пожароопасно.
А мы с самого начала сделали бесконтактную зарядку, применив электромагнитную индукцию. Подъезжает, допустим, автобус на остановку и пока стоит там - заряжается. А потом и вовсе от аккумуляторов отказались. Т.е. мы разработали систему, в которой машинка получает питание с помощью электромагнитной индукции из-под макета. В принципе, она может ездить по макету вечно, ей даже не надо уезжать ни на какую зарядку - она всегда на виду.
При этом у неё есть инфракрасное управление, то есть она едет и всё время подаёт сигнал и чувствует сигналы других машин. В случае сближения машины могут замедляться или вовсе останавливаться - в совершенно любом месте. При движении они даже включают поворотники, фары, и стоп-сигналы. И если немецкие машинки ездят с одной скоростью, то у наших их 7 или 9. Вот это и есть наше колоссальное ноу-хау.”
Вообще, сколько я не читала интервью с Сергеем Морозовым, по всем ним видно, что человек не просто вложил средства в производство макета, но и всю душу. Как он рассказывает о случаях вандализма! Почему кто-то позволяет себе украсть фигурки, поломать их на поле, кинуть что-то на рельсы перед поездом?
Морозов утверждает, что он специально не хотел обносить весь макет оргстеклом, чтобы не потерять «жизненность». И его можно понять. Все сценки так и хочется рассмотреть поближе, наклониться, но в этот момент над макетом срабатывает сигнализация. Хотя, говорят, что и она не сильно помогает. Каждый день работники недосчитываются то пугала, то аиста, а то и целой нефтекачалки.
А несколько лет назад произошел вообще вопиющий случай - ограбление. Шестеро неизвестных в камуфляжной форме, среди которых было две женщины, проникли в музей, представившись сотрудниками правоохранительных служб. Затем они избили охранника, закрыли пятерых сотрудников музея, проводивших плановые работы, в подвале, и после этого проникли в кабинет директора, вынесли оттуда сейфы с деньгами и записями камер видеонаблюдения.
И тем не менее, Гранд Макет продолжает оставаться самым большим в мире макетом страны. Его невероятно интересно исследовать, приводить детей, да не по одному разу, и всегда находить что-то, что пропустил в прошлый раз. Только давайте оставим все на своих местах, чтоб не получилось, как по Горькому: «Эх… испортил песню… дурак!»
Место съемки: Санкт-Петербург, Россия..
Предыдущие выпуски:
1.
Российский отпуск в четырех городах