Из истории микроскопа (часть первая)

Aug 10, 2013 19:20

   Никто на самом деле не знает ничего о ранней истории оптического увеличения. История микроскопа, вероятно, начинается с того самого момента, как человек отметил увеличивающие свойства стеклянных сосудов заполненных водой. Первый же кто додумался описать эффект «увеличения» был Луций Анней Сенека, (да, тот самый, который покончил с собой по приказу Нерона): «И еще хотел бы я добавить, что все кажется большим, если смотреть через воду что буквы, какими бы маленькими и размытыми они ни были, становятся сравнительно большими и хорошо различимыми, будучи рассматриваемы через стеклянный шар заполненный водой»




Никто также не знает как много существует древних линз по той причине, что сейчас уже невозможно выяснить, что перед нами -- помутневшая за столетия линза, или часть ювелирного украшения. Самой известной и старейшей линзой изготовленной руками человека, считается так называемая линза из Нимрода, найденная на раскопках дворца ассирийского города Нимрод на севере нынешнего Ирака сэром Остином Генри Лэйердом (Austen Henry Layard), ныне заботливо сохраняемая в Британском музее. Она представляет собой прозрачный кусок кварца, тщательно отполированный в виде плоско-выпуклой линзы округлой формы.




Правда факт его использования как увеличительного стекла или зажигательного стекла остается весьма спорным несмотря на то, что сам археолог с первого взгляда идентифицировал его как линзу, а впоследствии, этот кусок кварца был продемонстрирован множеству специалистов по оптике, которые также признали в объекте преднамеренно изготовленную линзу. Но все таки надо принимать во внимание также и то, что эта линза была обнаружена в груде кусочков прозрачного голубого стекла, что делает вполне вероятной гипотезу о том, что эта “линза” на самом деле представляет собой фрагмент осыпавшейся мебельной инкрустации, а не предмет, который использовали для чтения клинописных текстов.
   В дальнейшем, человечество мучилось с непонятно какими линзами, но продолжало совершенствовать технологию изготовления стекол со свойствами линз, называя их читальные камни даже ни разу не задумываясь о природе этого явления, пока в Басре (то есть опять-таки в Ираке, что видимо неспроста) не родился Абу Али Хасан Ибн Аль-Хай з/с ам, (глупые европейцы называли его просто Альхазен), и не раскрыл всем глаза на полную несостоятельность теорий древних греков и прочих римлян, о чем некоторые европейцы догадывались сами, но такие, обычно, жили потом не очень счастливо и не очень долго. Альхазен, был одним из тех удивительных всезнаек и универсальных ученых, которые могли преспокойно заниматься математикой, физикой, медициной, астрономией, при этом знать несколько языков. Альхазен примечателен тем что не только философствовал, завернувшись в тогу и, как некоторые, прихлебывая вино в обществе прекрасных гетер, а подтверждал теорию практическим экспериментом, усовершенствовав тем самым научный метод. Начал он с того, что описал строение глазного яблока и, дав научное обоснование зрению как таковому, наблюдая закономерности прохождения световых лучей через различные прозрачные среды, дисперсию светового пучка на лучи разной длины волны.




Кроме того, отец всия оптики разъяснял затмение солнца, радугу, прочие оптические иллюзии и, впервые сформулировал законы отражения, а экспериментируя со стеклянными сосудами заполненными вином водой, вплотную подобрался к разгадке увеличительной способности линз, которыми уже давно пользовались в Италии и чихать хотели на какие-либо теории еще столетия три. Свои наблюдения ученый изложил в книге Китаб аль-Маназир - книга оптики, которой в далеких европах не побрезговали и в 1270 году все-таки перевели на латинский язык.




Духовные особы в средневековой Европе очень скоро поняли, что надо что-то делать и очень быстро, в 1220 году от Рождества Христова завели себе отца Роджера Бэкона, чтобы не ударить в грязь лицом. Эксперименты Бэкона подтвердили свойства двояковыпуклой или собирающей линзы описанной персом. Но самое важное, это то, что доктор указал на то, что линзы могут помочь людям со старческой дальнозоркостью, так называемой пресбиопией -- факт достойный того, чтобы считать его точкой отсчета, с которой ведут свою историю очки.



   Сделав огромное количество наблюдений и, написав большое количество научных и философских трудов, Доктор Мирабилис был незамедлительно обвинен в ереси и отправлен под домашний арест.

To be continued...

линзы, домашнее_задание, микроскопия, 1270, оптика, 1220, история

Previous post Next post
Up