Невесёлые итоги 2019-го.

Dec 31, 2019 17:58



Сейчас такой мейнстрим предновогодний - подводить итоги уходящего года. На фб, в новостной ленте, сплошные итоги. Ну я и не претендую на аристократичность - тоже подведу кое-какие итоги.
Начну с конца: 10 декабря, трагически погиб мой университетский приятель и одногрупник - Влад Пылаев. Ему было 27 лет (мой ровесник). И хотя об этой страшной аварии подробно писали волгоградские СМИ в контексте семьи врачей-Соловьёвых, новость дошла до меня лишь спустя две недели, когда я созвонился с одним из наших общих знакомых. Смерть ужасная (хоронили в закрытом гробу). При этом неожиданная, несправедливая, совершенно незаслуженная. Это тот самый случай, когда ушёл очень добрый, благородный, светлый человек, отличный товарищь и преданный друг. В последние годы наши пути совсем разошлись, о чём я безумно жалею: к примеру, я даже не знал, что он женился, причём так удачно; но сама мысль о том, что я никогда больше не смогу пожать ему руку просто невыносима - так много общей доброй памяти нас связывает. Чувства примерно те же, что и несколько лет назад, когда погиб мой одноклассник и школьный друг, Артур Тараев, о котором тоже писали в СМИ. Поехал в Питер и сорвался там с крыши. Застенчивый, добрый парень, учился в политехе на программиста. Нас, миллениалов, и так немного, а смерть ходит буквально по пятам, ещё и забирая самых лучших...

Наверное, стоило бы написать о старине-Пылаеве отдельный памятный пост, как и о другом, очень дорогом мне человеке, тоже ушедшем в этом году - Кузнецовой Вере Александровне. Эта бесконечно добрая интеллигентная старушка была настоящей душой волгоградской еврейской общины. Если есть на свете незаменимые люди - так это она. Чем вообще была лично для меня еврейская община нашего городка? Это были всегда открытые двери волгоградской синагоги, за которыми меня, как и многих других, всегда ждала с распростёртыми объятиями дорогая Вера Александровна. Старая еврейка, поившая меня чаем в своей маленькой библиотеке и постепенно вводившая меня в еврейский образ жизни. Именно благодаря Вере Александровне я и осознал себя евреем - до знакомства с ней я, признаться честно, ничего не знал о нашей культуре, да и не хотел знать. С середины прошлого года она почти перестала выходить на связь. Обрывочно до меня доходили сведенья о её тяжелой болезни и вот... в январе её не стало. Помню, последний раз она говорила, что создала в синагоге "израильский уголок" разных сувениров и вещиц, которые ей присылали из Израиля, в том числе и ваш покорный слуга; хотела мне его показать, когда я приеду погостить в родной город... Ей был 71 год. Не так уж и много.
Что ещё было в 2019-м? Ах да, я и сам чуть не откинул коньки, очутившись местной в больнице с болью в правом подрёберье. Вероятность откинуть коньки всё ещё сохраняется, поскольку ничего вырезать я не стал, настояв на консервативном лечении. Многие на фб меня за это осудили, пугая перетонитом и прочими карами Б-жьими, но у меня на это другое мнение. Если есть возможность избежать операции - лучше её избежать.

Ещё мне пришлось покинуть медицинскую школу, в которую я успешно поступил осенью прошлого года. Недолго я проучился на медбрата. Мало того, в силу обстоятельств я не смог перепоступить на учёбу в этом году, так как перепутал даты экзаменов. Но в целом это всё к лучшему, т.к. я принял решение больше с той школой не связываться вообще, а сдать языковые экзамены при здешнем университете. Так было бы лучше. Опять же, многие меня осудили, поскольку у меня уже имеется экономическое образование за плечами, которое вполне себе признаётся в Израиле, но проблема в том, что я - теоретик, и у меня нет миллионов лет опыта.

Экономика, как и любая сфера искусств, вряд ли может стать для меня в ближайшие годы тем ремеслом, которое могло бы поднять меня на ноги. Если актёр никому не известен, то он никому и не нужен; а известность, даже в качестве экономиста, требует огромнейших денежных вложений, взяться которым не откуда. Я же не московский юноша с татарской ухмылкой, которому, благодаря поддержке либеральных СМИ, свалилось на голову аж 2 млн рублей. Помню, про меня, в своё время, что либералы, что провластные, писали одно только говно, я был как между молотом и наковальней. Юноше с татарской ухмылкой повезло больше, про него почти нет гаденьких материалов, статьи на нём висят чисто политические, следователь даже на вменяемость его проверить не пожелал, что поставило бы крест на его дальнейшей политической карьере. Да и городок у нас, чай не Москва: последнего политического мецената, открытого людям, и того вышвырнули к чёртовой матери.

В этом году почти не читал книг. Оправдываюсь нехваткой времени, хотя на самом деле есть только нехватка желания. Из прочитанного могу вспомнить разве что нудноватую "И возвращается ветер" Вл. Буковского, тоже ушедшего в этом году, и несколько его больших интервью. Например, благодаря одному такому интервью, познакомился с замечательной поэзией Бернаже, о котором до того не знал. В самой книге много шелухи, совершенно ненужной и, на мой взгляд, затрудняющей чтение. Хотя я понимаю, почему покойный диссидент оставил её при редактуре: как человек, переживший всё то, о чём он писал, он полагал даже эту шелуху составной частью себя. Такая вот деформация: шутка ли провести долгие годы в тюрьмах и психушках. В остальном - книга, до ужаса актуальная и в 2019-м, причём актуальная теми строчками, которые Буковский посвятил, как ни странно, Западу, а не СССР.

Книга Вл. Буковского, как это не парадоксально, заставила меня, в некотором смысле, начать сожалеть о кончине СССР. В Советском Союзе, в его обывательской массе, не ставили под сомнение сам факт наличия преследования людей за взгляды или правозащитную деятельность. Официоз всё отрицал, но именно на уровне обывателя никто не стал бы спорить. После распада СССР произошла грандиозная подмена понятий в головах у обывателей. На обывательском уровне, почему-то, все стали убеждены в том, что наступила всеобщая свобода: порнуха в интернете, орущий в телевизоре Жириновский, церкви в шаговой доступности и при этом кого-то преследуют? Например, за картинку в интернете? Это невозможно, обыватель отказывается верить, начинается обвинение жертвы, даже если сам нечто такое читал в интернете. Когда я, в 2014-2015 годах побывал в некоторых казённых, скажем так, домах, мне было очень тяжело донести как до тамошних обитателей, так и до персонала, за что конкретно я у них оказался. Мне просто не верили. Хотя, конечно же, и при Сталине были деятели, которые, участвуя в репрессиях, в них не верили, а спустя 3 месяца после XX съезда кончали жизнь самоубийством, потому что "трудно жить, Юра, с окровавленными руками".

Буковский говорит примерно следующее, сравнивая жизнь СССР с Западом: если ты профессор, уволенный из университета за взгляды, тебя будут даже уважать, несмотря на то, что ты вынужден работать дворником; на Западе же ты должен быть успешен, а твои взгляды никого особо не волнуют, поскольку вера обывателей в наступившую свободу обесценивает эти взгляды. Вспоминается мне в связи с этим волгоградский профессор социологии - М.А. Анипкин - с которым университет не захотел продолжать многолетние трудовые отношения после того, как Анипкин стал автором петиции против строительства культового учреждения в центре города. Формальные причины увольнения, конечно, были другие, но так или иначе возникает вопрос: уж не за храм ли? Впрочем, возникает он только у крайне ограниченного круга людей; я очень сомневаюсь, что рядового студента ВолГУ вообще станет интересовать нечто подобное.

Или другой пример из всё того же ВолГУ - отчисление некоего студента, Е. Кочегина, в зимнюю сессию. Всё было бы ничего, если бы этот студент не был активным (я бы даже сказал, агрессивным) агитатором за Навального в молодёжной среде. Тут мне хочется вспомнить одну деталь из моего собственного опыта: в 2013-м году, когда меня приняли в члены "Единой России" после испытательного срока, у меня состоялся разговор с вузовским начальством по этому поводу. Суть его можно передать в следующем предложении: "Студенты тебя не поймут, но поступил ты мудро". Должен сказать, что студентам было на это наплевать: люди, которые морщились от меня-лдпровца, с тем же отвращением морщились и от меня-единоросса. Для всех хорошим не будешь, даже если ты "московский мальчик" с 2-мя свободными миллионами в кармане. Зато я стал хорошим для вузовского менеджмента: улучшилась моя успеваемость, я стал получать бонусы к стипендии, прекратились скандалы с преподавателями. Даже те профессора, кто позволял себе публично высказываться против власти (такие были), как-то наоборот, стали уважать меня и мой поступок (хотя казалось бы). И всё это наводит меня на вывод о том, что и в случае с Кочегиным было точно также, просто со знаком минус: ректор Тараканов принял решение формально отчислить Кочегина до того, как ему начнут задавать вопросы.

Вообще, эти две истории очень поучительны, в том плане, что хорошо показывают нам психологию отечественного менеджмента, на которой держится, выражаясь словами оппозиционеров, путинский режим. Даже те, кто не принимают Путина, как человека и как политика, принимают Путина как явление. Что вообще значило вступление студента в "Единую Россию"? Почему этот шаг показался администрации "мудрым"? Ведь решение неформально поддерживать меня принималось людьми, формально очень далёкими от всех этих структур вроде "Единой России" и прочего. Дело в том, что русский менеджмент любит "византийские жесты": проблемный и непредсказуемый с их точки зрения объект показывает свою готовность идти на компромиссы и желание слушать. Кто-то может и не поддерживать Путина сердцем, но это не означает, что он не будет работать на путинизм. В этом, если хотите, гениальность архитекторов режима и глупость оппозиционеров вроде того же Кочегина с его кумиром Навальным, которые, не в состоянии понять, что такое реальная политика. Которые не знают механизмов путинской системы, но идут сражаться с ней во имя пустого лозунга "Прекрасная Россия будущего", в которой юрист-Навальный всех заставит соблюдать формальности, а его волшебники, чудо-эксперты дадут нам новые справедливые законы.

Вообще, 2019 год показался мне очень длинным, долгим, дурацким. Такого никогда ещё не было. Происходили какие-то странные события, неудачи, во всём чувствовался какой-то даже не застой, а стагнация. Я рад, что этот год уходит и надеюсь, что следующий - 2020 - будет лучше. И всем, кто дочитал до сюда, желаю счастливого Нового года и всего-всего.

Новый год, итоги

Previous post Next post
Up