Путь ученичества или тоска по вечности (Антон Мусулин)

Apr 04, 2010 23:01


Начнем с простого вопроса: что такое счастье? Можно сказать, что счастье - это состояние души, но в чем причины этого состояния? Является ли счастьем богатство? С чем связана полнота и подлинность жизни?

Очевидно, что каждый выбирает для себя, как стать счастливым, чтобы приобрести ощущение полноты жизни, сделать её более гармоничной. Но в своём стремлении к счастью мы недостаточно хорошо понимаем пути его достижения. Основная проблема страданий заключается в неправильном понимании жизни, в неправильных мировоззренческих позициях. Если наши представления о жизни не соответствуют реальности в понимании человека, судьбы и природы Вечности,
если мы не можем уловить, хотя бы интуитивно, подлинную реальность, тогда и наши рассуждения будут туманными, мелочными, ложными. Иметь неправильные представления - это значит считать самым важным то, что таковым не является.


Основной вопрос этики заключается в поиске подлинных ценностей, приобретении метакорней, построении иерархии ценностей в нашей душе. И наш философский поиск - поиск счастья, внутренней гармонии - во многом зависит от способности отличать истинное от ложного, важное от неважного. Изучая философию, мы стремимся приобрести внутреннюю опору, найти внутренний центр, определяющий образ нашего мышления, из которого вытекает отношение к самому себе, к собственной совести, к своей жизни, к другим людям, к пониманию долга или ответственности. Подлинный центр нашей души принадлежит Вечности. Мы находимся в поиске этого центра.

Приведу простой пример, позволяющий многое понять. Можно сказать, что жизнь подобна игре в шахматы, где каждый играет свою партию. На шахматной доске, где развиваются события, поля не одного цвета: они черные и белые. Игра, происходящая на 64 полях, - это наша жизнь (символически), в которой есть и темное, и светлое, в ней очень мало месть проявления, но много комбинаций. На шахматной доске есть король, королева, офицер, конь, ладья и пешка. Важный момент, которому нас учат шахматы, - в игре участвуют всего шесть фигур, которые символически представляют шесть принципов души. Добавив седьмой - шахматную доску - получим семиричную структуру. Когда игра имеет смысл? Если на шахматной доске есть король, ибо без него все перемещения фигур бессмысленны. Так и в нашей жизни должно присутствовать нечто царственное и великое, единственное, что способно облагородить наши действия. Король - самая малоподвижная фигура, и в нашей жизни должны присутствовать ценности, которые не меняются. Король - символ вечных ценностей. Это символ центра, представляющий Вечное в сознании. Если нет короля - нет жизни, нет того, ради чего стоит жить, за что следует сражаться. Нам нужно иметь в жизни нечто великое, нечто, что мы называем Идеалом.

Нам нужна ладья, дающая возможность плавания. Она еще называется турой - башней, крепостью, которая способна защищать эти ценности. Основная характеристика башни - связь земли и неба, а ладья символизирует плавание по небу. Нам нужна твердость, способность хранить ценности, не теряя связи с Небом.

Нужно иметь своего коня, который, в отличие от других фигур, движется нелинейно и преодолевает препятствия, перепрыгивая другие фигуры. Конь - символ интуиции. Не все можно объяснить рационально. Именно благодаря интуиции мы можем уловить нечто, находящееся за пределами видимости, и разрешить противоречия.

Нам нужен офицер, способный вести за собой, идти вперед, сражаться. Еще удачнее эта фигура называется «слон». Нужна мудрость слона и его сила, которая дает возможность проложить дорогу, как бы это ни было трудно.

Нужна королева, нужно иметь в жизни нечто, присущее принцессе: широту души, гибкость, подвижность и все другие качества, связанные с женским принципом в человеке. Она символизирует способность создавать великое в проявленном мире (в обычной жизни).

Кроме того, есть много пешек, которые тоже играют свою роль, но не столь важны. Хотя обычно в жизни мы придаем пешке слишком большое значение.

Итак, шахматы учат нас, что жизнь имеет смысл, если мы привносим в нее нечто царское, нечто важное и прочное, если приобретаем внутренние ценности. Исходя из того, что мы уже изучали, - буддизм, «Голос Безмолвия», стоиков и другое - это ощущение своей причастности к Вечному, благодаря чему Вечность начинает просыпаться внутри нас. Основная цель, основная наша задача - разбудить это Вечное в Человеке.

Школа, отношения, духовность

Previous post Next post
Up