Велотрип: Аммиакопровод. Часть V. Вовниги, аммиакопровод, Башмачка

Jul 29, 2016 23:45



Пятая - заключительная часть трипа о незабываемых приключениях в Вовнигах, поисках дороги к аммиакопроводу, продирании вдоль полей, форсировании балок, поиске городища и эпическом, ставшем уже классикой, возвращении домой.




Это село имеет очень интересное и необычное название. Беглый гуглеж не дал мне никаких вразумительных ответов на мои вопросы о происхождении названия. И если про Никольское я написал, что это пердь, то после Вовниг я беру свои слова обратно. Более глухой перди, чем Вовниги я еще не встречал. Мы обратили внимание только на эти чудесные по дизайну домики, что на самом краю села со стороны аммиакопровода.



По сравнению с безумным трешем и безвкусным кичем, что мы видели в Войсковом и Никольском, эти домики как глоток свежего воздуха и здравого рассудка. Скромно и со вкусом.



Аммиакопровод совсем рядом, но прежде чем к нему направиться, мы решили разыскать еще одно местечко неподалеку. И с этого момента началась череда неудач. Сразу же за этими красивыми домиками дорога спускается в сторону Днепра и поворачивает налево, огибая забор частной территории. Таня с Сашей не хотели искать это место, но мне думалось, что «лучше сделать, чем потом жалеть, что не сделал...". И я всех потащил вниз. )) На самом деле я попросил их подождать меня на дороге, пока бы я отыскал это место и потом либо вернулся, либо набрал бы их по телефону и позвал к себе. Но они поехали со мной.



Место дикое, тропинку заволокло высокой травой. Хоть это и спуск, однако, пришлось крутить педали. В Гугл Ертх я нашел местечко с неплохим видом на Днепр, и мы хотели остановиться там минут на пятнадцать. Но я не думал, что придется так низко спускаться, и что настолько все заросло, что Днепр почти не видно. Никакого панорамного вида там нет в это время года, да и оказалось не высоко на самом деле, к тому же толпы комаров не позволяют находиться там больше одной минуты. Слева от столика есть лестница, уходящая резко вниз и ведущая к Днепру. Мы плюнули на это дело и стали быстро выбираться из этой ямы. Было очень жаль потраченного на это мероприятие времени и сил, учитывая пройденные пятьдесят километров по далеким от идеала дорогам с конским ландшафтом.



Вернувшись на исходную, мы проехали еще немного по дороге в сторону аммиакопровода и поднялись по ней же наверх. Подъем крутой, тяжелый. Дорога в канавах вымыта дождями и усыпана битым стеклом, но никто не пробился. Примерно за неделю до трипа мы залили герметик в колеса на Танином велосипеде. Не скажу, что я замучился их клеить, но свести эту проблему к минимуму давно напрашивалось. На фото началась бетонка на аммиакопровод.



Тянется она метров на семьсот, после чего заворачивает в лес и буквально сразу прерывается шлагбаумом с предупреждающими надписями. Это в наши планы не входило. Мы стали вспоминать, где могли пропустить нужный поворот. Надо сказать, к этому моменту мы уже были порядком вымотанные, а свежий факап с неудавшимся столиком сделал нас еще и злыми.



Прочесав лесной массив в своих тапках, мы ничего толком не нашли и решили вернуться по бетонке на семьсот метров назад и спуститься той же дорогой. Там была еще одна, ведущая к Днепру. Решив, что оттуда, если мы и не получим доступ к объекту, то хоть место для съемки уж точно должно быть удачным. Ага, щас! Вторые семьсот метров по бетонке прошли несколько бодрее, т.к. спешка и желание быстрее ее пролететь дали немного мотивации. Во время спуска я свернул вправо для проверки направления. Дорога ожидаемо прервалась, собственно, балкой, в которую Вовниговцы дружно свозят мусор. Днепровский природоохранный заповедник, говорите? - Ну-ну! Саша к тому времени уже спустился к реке и, встретившись внизу, мы констатировали только виды на Днепр.



Понятно, что объект режимный, да у нас и не было в планах на него попадать. Нам была нужна лишь хорошая панорамная точка съемки для красоты кадра. Опережая возможные вопросы, скажу, что в треке было направление в Каменно-Зубиловский гранитный карьер как место для съемки. Но мы отказались от него сразу, как от лишней нагрузки, поднявшись из Башмачанского гранитного карьера.



Во второй раз, поднявшись в Вовниги к бетонке, и третий раз, проехавшись по ней, мы решили крутить вдоль поля. По карте было похоже, что чуть дальше есть визуальный выход к объекту. Та-даааам! Не совсем то, что надо, но уж как вышло.



Переварив провал с аммиакопроводом, мы отправились вдоль балки Башмачки слева и поля справа.



Прощальный взгляд.



Намотав по бурьянам и полям 4.5 км, мы выехали к Башмачанскому гранитному карьеру. Он давно зарос, и в нем пасут скот.



Вид в сторону Башмачки.



Дорожный туринг далеко не всегда проходит по хорошим дорогам.



Подъем из карьера был невероятно адским. От дороги ничего не осталось, а камни постоянно выстреливали из-под колес. У меня не получилась ни одна фотография с этого места, так что эта будет фоном к тексту. Мы с Сашкой поднялись на велах, у Тани шансов не было. К тому же у нее слетела цепь и, не дождавшись ее наверху, я спустился ей на помощь.



С дороги видна водонапорная башня, мимо которой мы проезжали в прошлой части поста.





Едем в башмачку.



Справа на фото, на холме, когда-то располагалось древнее укрепленное городище Черняховской культуры. Мы съездили туда на экскурсию.



Каменная мостовая в Башмачке.



Стадо коров возвращается домой.



Поиски неизвестно чего в месте существовавшего городища. После аммиакопровода наша группа, можно сказать, окончательно накаталась и очень устала. Поэтому мы отрезали ряд объектов по ходу, Зубиловкий карьер, и т.д. Не знаю, почему мне так хотелось побывать на месте этого городища (читай, пустого места)…Несмотря на конскую усталость, мы все туда поперлись. А перед этим на перекрестке у магазина еще долго сомневались, стоит ли ехать. Мы понимали, что там давно уже кроме травы и насекомых ничего не сохранилось, что это - просто холм. Но я уперся как баран. В итоге мы сорок минут лазили по этому холму и ничего, кроме ямы в центре (место раскопок в 70-х годах) и кладбища рядом, не нашли. Таня плюнула первая на это гиблое дело и спустилась к велосипедам ужинать. Мы же бродили по холму как зомби, сами не зная, что ищем. Съемка этого места с квадрокоптера.



Городище Башмачка. «Днепровский город» крепость у Башмачки.

На рубеже 2-3 вв. возле порогов возникло славянское укрепление (с. Башмачки), уникальное уже потому, что принадлежит к т.н. Черняховской культуре, на территории которой укреплений не известно. Причина постройки единственного городища объясняется его местоположением - поставленное в самом начале порогов, оно контролировало самый тяжёлый участок днепровского торгового пути.
Античный автор К. Птолемей, писавший свою "Европейскую Сарматию" в конце 2 в., в числе прочих днепровских городов, как самый северный называет Азагарий. Этот город довольно точно соответствует славянскому городищу. Крепость несколько раз горела, а в 4 веке на месте сожженной деревянной была поставлена новая - со стенами из камня, сложенная по римским строительным канонам. В центре располагался дижон (боевая и сторожевая башня). Тут же найден гигантский горн. Очевидно, здесь была особая мастерская. Интересно, что местные жители поддерживали торговые отношения с греческими колониями Причерноморья.
По предположению Б. А. Рыбакова, эта крепость была построена победителями славян - готами для контроля над местом временной разгрузки торговых караванов. Хозяин крепости становился хозяином всей днепровской магистрали. Скандинавские саги помнят у готов некий "Днепровский город", вполне может быть, именно крепость у Башмачки. © Источник



Это был третий объект ни о чем и куча потраченного ресурса подряд. Выезжая из дебрей, мы спросили у местных про это городище. Женщина рассказала, что еще в союзе здесь провели раскопки. И поинтересовалась, не студенты ли мы.



Вернувшись на другую сторону балки, мы продолжили движение по главной улице. По пути заехали посмотреть на церковь Св. Бориса и Глеба. Церковь-новодел никакой архитектурной ценности не несет, абсолютно безликое здание.



После чего спустились к ставку, размышляя, какой дорогой возвращаться домой. Логичнее и быстрее было выезжать к шоссе и пилить в Васильевку по нему. Так выходило ~ 12 км, дорога, которой мы поехали, обошлась нам ~ 20 км. И то была не дорога, а убитое нечто. Что до асфальта на Орехово, что сам асфальт на Орехово. Понятно, что никто не знал, что так получится, но все же осадок остался неприятный. И эти двадцать километров были самыми ужасными в трипе.



Поднимались от дамбы вверх. Уже тогда дорога перестала существовать как явление.



Спасались обочиной, другого варианта проехать это не было.



Башмачка все.





Дорога не давала скучать. Был и крупный грунт, и дорога из обломков бетона, дорога из крупного щебня, бетонка, в конце концов!



Закат встретили в пути.



Вся дорога, ведущая к асфальтированной дороге на Орехово-Вовниги, ужасна! Вся дорога на Орехово ужасна! Асфальт увален в ноль. Местами лежат относительно свежие латки, однако, если учесть увиденное нами покрытие, остается только догадываться, как выглядела эта дорога пару лет назад. Мы крутили изо всех сил, чтобы хоть как-то поддерживать скорость на 15-20 км/ч. Все мы были взбешены, а кое-кто, думаю, хотел меня в этот асфальт закатать. Ведь это же я настоял на этом пути для возвращения. Понимая, что вот-вот стемнеет, я успел сделать фото для примера.



В половине десятого мы вернулись в Васильевку, где я с трудом слез с велосипеда. Последние двадцать километров были самыми тяжелыми как в плане общего километража, так и в плане качества дорог. Нас пригласили умыться и угостили вкусным компотом. Немного отдохнув, мы загрузили автомобиль и отправились в Днепр. Последняя фотка, где я фотографировал свои черные от дорожной пыли ноги, была сделала в начале двенадцатого. После Никольского мы целый месяц никуда не выезжаем, хотя, велосипедами в городском режиме пользуемся регулярно.



Резюме: Хардкорный технически сложный трип, конский ландшафт и адовые наборы высот не каждому будут по зубам. Требуется хорошая физическая подготовка, а так же мотивация пилить туда и столько. Весь день мы провели в седле с двух часовым перерывом в полдень из-за солнца. Тем не менее, мы хорошо провели время, покатались и увидели много красот. Катайтесь на велосипедах!

Велотрип: Аммиакопровод. Часть IV. Привал в Войсковом, Петро-Свистуново, Калиновка

Вело, photo, Башмачка, Балка, История, река Днепр, Вовниги, Ставок, Велотрип

Previous post Next post
Up