Велотрип: Хортица

Jul 04, 2016 19:59



Одиннадцатого июня звезды, наконец, сошлись на Хортице. Разговоры в этом направлении тянутся еще с прошлого года, а особенно активно последние месяца три. Но все же без особого фанатизма. Главным лоббистом выступал Антонио, оказалось, что его сильно привлекает техническая составляющая острова. Нам же - матрасникам - до ландшафта особого дела нет. Но и маршрута у нас подходящего тоже не было, а ехать куда-то уже давно напрашивалось. Я подумал, раз Антоша так хочет на Хортицу, то почему бы ему не стать нашим гидом на эту покатушку. И он стал. Это первый в моей практике трип, к которому я был абсолютно не готов. Не в плане, что я не успел собраться или не ожидал перепадов высот, например. А в том смысле, что я не готовил маршрут и логистику. Вообще. У меня были ГОСы и надвигалась защита, поэтому мне было тупо не до карт и расписаний, и в Запорожье я поехал с пустой головой. Вот абсолютно. Ни направления не знал, ни объектов, даже фотографий толком не успел посмотреть в сети.




В трипах обычно я пишу про то, как мы дико опаздывали и рвали колени, чтобы успеть на утреннюю электричку. На этот раз мы тоже опаздывали, однако спокойно подъехали ко второй электричке. И, надо сказать, не зря - наш вагон был абсолютно пустой. Голова на фото слева - это контролер. Там еще сидела девушка контролер, и когда они обслужили состав, то завалились спать, благо, поезд останавливался только в Синельниково и следующая станция - в Запорожье. Так что мы - короли электрички! Этот вагон Рижского вагоностроительного завода 84-го года хоть и мягкий, но два часа высидеть сложно из-за некомфортного угла сидений относительно спины. Слишком вертикально и уже через полчаса хотелось выпрямиться. Я, конечно же, растянулся насколько смог, но все равно это было пыткой. Советскому человеку поясничная поддержка была ни к чему. Особенность этой, второй в расписании, электрички была в том, что только одиннадцатого июня был этот дополнительный состав. Вечером мы уехали домой на нем же.



Велосипеды здорового человека.



Велосипед курильщика. На самом деле - Антонио подкачивал вилку.



Площадь напротив Запорожского ж/д вокзала - место бывшей парковки - ограждена забором (фото нет). Хотелось бы верить в лучшее, но чую, что здесь построят очередной торговый трешак, сделав место отправки и прибытия пассажиров максимально неудобным. У нас по-другому не умеют. Любое свободное пространство обязательно должно быть застроено ларьками, даже если это законный тротуар. В противовес на ум приходит разве что привокзальная площадь в Харькове - удивительно, но факт.

Быстро осмотревшись и поприветствовав на вокзале компанию велосипедистов, мы спустились по Привокзальной улице, вдоль которой расположена детская железная дорога. Длина пути овер девять километров, Днепропетровской ДЖД такое и не снилось. На фото Паровоз Кп4-456 - первый паровоз, который с 1972 по 1975 год ходил по Детской Железной Дороге в Запорожье. Подробнее читайте на Вики © Обратите внимание на колючую проволоку. Я все понимаю, но смотрится ацке.



Центральный бульвар.



Вот мы и на месте. Отсюда шикарный вид! Но прежде чем писать про мосты и ехать на Хортицу, хотелось бы рассказать о неудобоваримой логистике из Днепра в Запорожье и от вокзала до острова. Проблема в том, что электричка в Запорожье едет в начале восьмого утра - это реально очень поздно. А едет она почти два часа - это реально очень долго. В электричке нечем заняться, сидеть неудобно, ну а спать и вовсе невозможно. Ты приезжаешь в Запорожье-сити уставшим около девяти утра и пилишь по набережной магистрали до острова ~ одиннадцать километров. На это уходит еще минут сорок-пятьдесят, потому что дорога местами в говно, где-то идут ремонтные работы. А где-то тупо снят асфальт и никто никуда не идет. В итоге на остров ты заезжаешь в начале одиннадцатого. Это факап! А если учесть, что обратная электричка почти в шестнадцатом часу вечера, то это без преувеличения дабл факап! Как объехать остров на остаток времени матраснику? Чтобы и посмотреть, и пофотать и пообедать и все на свете. Но в начале поста я уже писал про дополнительную электричку именно в тот день. Так что нам, можно сказать, сильно повезло и вернулись мы на семнадцати часовой. На обратную дорогу в Днепр тратится ровно столько же времени. Порожняковый участок Хортица - вокзал и по железке домой. А-а-а, и дома еще с вокзала )) Итого сорок пустых километров по совокупности в Днепре и Запорожье.

На фото слева строящийся "новый" вантовый мост через Хортицу на правый берег - Запорожская священная корова, чемодан без ручки. Справа - арочный мост Преображенского - эксплуатируется, однако выработал свой ресурс и требует реконструкции. Движение по нему ограничено. Ну, он действительно выглядит убитым, когда едешь по нему.



Недостроенная эстакада, ведущая на строящийся мост.



Я написал в кавычках слово "новый" по отношению к этому мосту, потому что его строительство ведется уже двенадцать лет! А теперь еще раз внимательно: вантовый мост длиною пятьсот метров строят двенадцать лет! Такая милота! Для сравнения, в этом году в Швейцарии открылся Готтардский железнодорожный тоннель длиною 57 километров. Пятьдесят семь, Карл! На это им потребовалось каких-то семнадцать лет. Возможно, для некоторых это будет новостью, но если не воровать, то строительство моста пойдет гораздо быстрее. Это очередной и очень точный памятник украинскому чиновнику.



Мосты Преображенского - два моста над Днепром, соединяющие через остров Хортицу правый и левый берега города Запорожье. Построены в 1949-1952 гг. и названы в честь автора проекта - инженера-мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского. Памятник культурного наследия Украины, памятник градостроения местного значения. На фото - мост через Новый Днепр - четырёхарочный двухъярусный мост соединяет берега русла Новый Днепр. Длина - 560 метров, высота - 54 метра. Ширина проезжей части - 8 метров, грузоподъёмность - 80 тонн. ©



По воспоминаниям участника строительства полковника Артеменко, Преображенскому сообщили, что И. В. Сталин вычеркнул инженера из списка награждённых, что потрясло Преображенского и он скончался от инфаркта в январе 1953 г. После смерти его имя присвоили мостам, о чём указывает мемориальная доска на одной из опор моста: «Мост построен по проекту Бориса Николаевича Преображенского». ©





Вид с Преображенского моста. Слева АП-образная опора ЛЭП. Забегая немного вперед, посмотрите, какая открывается с нее панорама. Справа три мачты 150 кВ, высотой 75 метров. Совсем скоро мы окажемся под ними.



Пока власти дискутируют, уже смонтированные объекты приходят в негодность Hubs открывает серию публикаций об экономическом состоянии разных регионов Украины. Мы начинаем с публикации запорожского журналиста Леонида Романовичева о строительстве мостов в Запорожье. Редакция надеется развить эту дискуссию с участием уже Мининфраструктуры и «Укравтодора», которые сегодня курируют строительство дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах.

В конце февраля нынешнего 2016 года в Запорожской ОГА народные депутаты, представляющие город и область, обсудили с местными властями региона проблему строительства мостов в Запорожье. Во встрече приняли участие десять парламентариев из фракций БПП, «Народный фронт», «Оппозиционный блок» и группы «Воля народа», а также городской голова Запорожья Владимир Буряк и и. о. главы облгосадминистрации Константин Брыль.

Проблема мостов в Запорожье - болевая точка региона, устранить которую пытаются более десяти лет. Между тем украинская инфраструктурная «стройка века» грозит превратиться в зловещий долгострой. Читать статью полностью ©



История со строительством этого моста напоминает мне финансовый и политический скандал, разразившийся во Франции в конце XIX века во время строительства Панамского канала. Проблема одна и та же - чудовищная коррупция. При нехитром гуглении можно выйти на очень печальные и, что еще хуже, ставшие уже традиционными заголовки. А пока мост пользуется популярностью у руферов:

image Click to view



RoofClimb ©

В 2004 году отмечалось, что пропускная способность мостов Преображенского полностью себя исчерпала - их загруженность транспортом превышала нормы в 2,4 раза. Поэтому при малейшей аварийной ситуации на мостах или плотине Днепрогэса создаются многочасовые заторы. ©



В 2009 году на Хортице, в районе крупнейшей на острове транспортной развязки, была установлена гранитная скульптура казака Мамая - одного из самых популярных в Украине образов и народных символов. Мамай олицетворяет идеализированный образ казака-рыцаря и встречается в народном фольклоре ещё с середины XVIII века, как среди легенд, дум и рассказов, так и на картинах художников. Именно художественный образ казака Мамая стал наиболее популярным, причём некоторое время он был настолько важным и неотъемлемым символом украинской культуры, что конкурировал по популярности с иконами. Масса памятника - около 7 тонн, стоимость его на момент установки составила 150 тыс. грн. Подробнее ©



Буквально перед скульптурой казака Мамая установлен гранитный камень, на котором высечена молитва за Хортицу. Не уверен, правильно ли я использовал слово "высечена", но мне все же думается, что на камне высекают. Понятно, что относительно этого камня использовался электроинструмент. Прямо перед Антонио тропинка, с которой и начался наш трип по Хортице, а справа от него расположена схема острова с условными обозначениям.



Откровенно говоря, смотрится как плевок в лицо туристам. Вместо того, чтобы запилить большой и удобный навигационный щит, тебе приходится подходить впритык (если заметишь) и водить носом по этой микроскопической схеме. Социальные программы Запорожстали такие социальные.



Спустились к Днепру. Отсюда открывается вид на Запорожскую ГЭС, а слева видны три мачты, о которых я писал выше. Они стоят на Совутинской скале. Это высокая гранитная скала, возвышающаяся над Днепром в одном из самых живописных мест восточного побережья Хортицы. Также как и соседняя балка, эта скала названа в честь запорожца Совуты, который в казацкие времена наблюдал за табунщиками, выпасавшими скот в этой местности. До сих пор сохранились легенды о том, что Совута был настоящим характерником, и что в одной из пещер этой скалы он оставил свой клад. Когда-то эта скала была намного крупнее и массивнее, но в 1900 году здесь началась добыча гранита, был открыт карьер. В 1927-1932 годах, во время постройки ДнепроГЭСа, карьеры Совутиной скалы были ещё больше расширены. Сейчас это хорошо заметно - со стороны Днепра и с юга скала резко понижается, на её склонах видны слоистые пласты гранита, образовавшиеся при взрывах, а внизу на земле лежит большое количество гранитных осколков и щебня. Кое-где из скалы торчат металлические скобы и толстые стальные прутья - остатки от того же гранитного карьера. Подробнее ©



В другую сторону - вид на мост Преображенского и недомост сами знаете кого. Саша продолжает выручать меня своими фотографиями на ширик.



Вид на Запорожскую ГЭС с Совутинской скалы. Это та, на которой стоят три опоры ЛЭП. Внимание! Фотография не передает всей глубины и красоты изображаемого пространства. Ваш Кэп. Там действительно очень красиво! На Днепре байдарочники и кайякеры развлекаются на полную.



На фото в центре виднеется здание нового шлюза, а справа - Запорожский Городской Дворец Детского И Юношеского Творчества. Я так понял, сайта у них нет, но я нашел неофициальную страницу в социальной сети Фейсбук.

Городской Дворец детского и юношеского творчества - это комплексное внешкольное учебное заведение, обеспечивающее реализацию права ребенка на получение внешкольного образования.
Главной задачей Дворца является развитие способностей и дарований детей, предоставление возможности для творческого самоопределения в свободное время, повышение мотивации личности к познанию и творчеству, создание условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития детей и молодежи в кружках, студия, любительских объединениях Дворца.
На сегодняшний день во Дворце обучаются более 2000 детей в таких кружках:

[Spoiler (click to open)]Народная студия изобразительного искусства
Кружок декоративно-прикладного искусства
Изобразительное искусство
Дизайн
Образцовая цирковая студия "Арлекин"
Народная вокально - хореографическая студия "Чайка"
Хор студии «Чайка»
Ансамбль спортивных бальных танцев «Фиеста»
Образцовый хореографический ансамбль «Весняночка» (занятия проводятся в филиале Дворца)
Современная хореография (в филиале Дворца)
Кружок французского языка
Кружок английского языка
Кружок немецкого языка
Кружок страноведения
Кружок судомоделирования
Кружок исторического моделирования
Кружок военной миниатюры
Юные футболисты
Спортивный (в филиале Дворца)
Фитнес (в филиале Дворца)
Шотокан каратэ-до (в филиале Дворца)
Кружок информатики и вычислительной техники
Кулинарный кружок
Образцовый театрально-игровой кружок «Организаторы досуга»
Молодежное объединение досуга (в филиале Дворца)
Школа раннего развития «Первые шаги» (в филиале Дворца)
Школа для малышей «Барвинок» (с 5 лет)
Кружок юных натуралистов и аквариумистов
Натуралистический кружок (в филиале Дворца)
Эколого-краеведческий кружок
Этнографический кружок
Кружок украинской народной вышивки
Домашний парикмахер "Художественная прическа»
Кружок украинской филологии (в филиале Дворца)
Кружок плетения бисера (в филиале Дворца)
Кружок моделирования молодежной одежды (в филиале Дворца)
Кружок росписи по ткани (в филиале Дворца)
Кружок вязания на спицах (в филиале Дворца)
Кружок гитаристов (в филиале Дворца)
Инструментальный кружок
Кружок авторской песни

Взято с Викимапии ©




Фундамент 4-й мачтовой опоры ЛЭП. До Великой Отечественной войны на острове Хортица стояли 4 мачтовые опоры ЛЭП, все они были уничтожены. В 1946 году восстановили 3 из 4 островных мачт. Подробнее ©









Крупнейшее святилище, найденное на острове Хортица, состоит из трёх кромлехов и семи закладок, датируемых II тысячелетием до н.э. На протяжении 1993, 1998 и 1999 годов производились археологические исследования одного из крупнейших найденных на Украине культовых сооружений, расположенного на острове Хортица между балками Большая Молодняга и Совутина, на возвышенности "Брагарня", имеющей высоту 31 метр над уровнем Днепра. До начала раскопок это место выглядело как курганоподобная возвышенность, под которой щупом обнаруживались значительные по размеру скопления камней. Для исследования участка были произведены 2 раскопки общей площадью около 300 квадратных метров. В результате обнаружено уникальное культовое сооружение, включающее в себя семь каменных закладок, три кромлеха и 15 больших стелоподобных камней. Все конструкции построены из плит местного серого гранита, причем большинство из них имеет крупные и средние размеры. Подробнее ©



Это место не было бы таким привлекательным, если бы не девушка в оранжевой юбке. Это позволило проявить более глубокомысленный процесс созерцания древнего Святилища. На заднем плане группа туристов слушает гида. Также в этом месте была художница, за головой девушки виднеется мольберт.



Каждый занят своим делом.



Ну а эта табличка расположена на противоположной стороне Святилища.



Предположительное место нахождения козацкого кладбища.





Святилище "Триглав". Языческое деревянное святилище, расположенное на северном склоне балки Большая Молодняга. Современное святилище имеет форму корабля. Расположение деревянных фигур богов, согласно пантеону князя Владимира в "Повести временных лет", следующее. С южной стороны распложен Белобог, с северной - Чернобог; основной Триглав - Перун (посередине), Дажбог (справа), Макошь (слева), перед ними - Собак Симаргл (нос корабля указывает на восток).



В самом центре святилища расположена Треба - колонна для жертвоприношения, символизирующая усечённую мачту корабля - это Стрибог, Бог Ветров. В западной части святилища расположена корма - Хорс в виде прямоугольного сооружения из колод с образами волков с четырёх сторон, далее за ним - место для кормового. На западном входе на святилище расположен Ключник с щелью для топора-ключа, и Чур-охранник с мечом. Источник ©



А вот мы поднялись чуть выше и уже смотрим на пилоны ЛЭП, под которыми были несколькими минутами ранее.

Известные многим запорожцам высокие электроопоры, стоящие на Совутиной скале на острове Хортица. При строительстве ДнепроГЭСа требовалось каким-то образом передать электроэнергию по линиям электропередач от правобережной подстанции на левый берег, в сторону заводского комплекса нового Запорожья. Тогда было принято решение направить ЛЭП через остров Хортица. Преодолев узкое русло Старого Днепра, линии перешли на остров Хортица, и тут встретили на пути большую преграду - широкое днепровское русло. Чтобы перевести линии через такое препятствие, потребовалось возводить не обычные опоры, а переходные. Такой тип опор позволяет поднять провода на большую высоту, выдерживая габарит провисания, который обезопасит проходящие по реке высокие суда. Подробнее ©



Кладбище Северное.





Между мной и ЛЭП расположена Совутина балка. Глубокая балка с густым лесом, расположенная южнее историко-культурного комплекса "Запорожская Сечь". Эта лесистая балка, как и скала, у подножия которой она находится, названа в честь "стадника" сечевого товарищества Совуты, наблюдавшего здесь за табунщиками, выпасающими скот. В наше время русло этой балки превратилось в излюбленное место отдыха многих гостей Хортицы. Место действительно удобное - балка расположена в насыщенном достопримечательностями северо-восточном уголке острова: севернее находятся музей и Сечь, а южнее - целая цепочка святилищ. Благодаря проходящей недалеко отсюда автодороге и стоянке возле Сечи, это место очень доступное - всего пару минут прогулки, и вы уже стоите у входа в балку. Вглубь русла ведёт множество тропинок, некоторые из них проходят вдоль склонов, покрытых степными травами. Внизу - прохладный лиственный лес и уютный выход к реке, где можно посидеть на камнях и полюбоваться окрестностями, а ещё - увидеть остатки легендарных Днепровских порогов и величественный Днепро ГЭС. Источник ©



Запорожская Сечь. Уникальный историко-культурный комплекс, воссоздающий образ казацкой столицы и атмосферу времён казачества. Идея создания на острове Хортица историко-культурного комплекса, являющегося обобщённым образом казацких столиц-сечей XVI-XVIII столетий возникла ещё в 1965 году, но до самого обретения Украиной статуса независимого государства эта идея была отвергнута из идеологических соображений тех времён. Торжественная закладка комплекса состоялась 14 октября 2004 года. Несмотря на то, что нет ни одного подтверждения существования сечей на острове Хортица, этот живописный городок гармонично вписался в окружающий природный ландшафт, особенно ярко подчёркивающий атмосферу того времени. Подробнее ©



В прошлом году канал BBC (Великобритания) снял короткометражный фильм о Хортице, благодаря чему об этом острове узнали миллионы людей со всего мира.





Уникальная памятка археологии, включающая в себя 12 кромлехов и 6 каменных закладок конца V - начала IV тысячелетия до н.э. Во время строительства историко-культурного комплекса "Запорожская Сечь" в 2005 году была обнаружена целая серия каменных закладок. Дальнейшие археологические раскопки и исследования, произведённые в 2006-2008 годах, позволили обнаружить и изучить 12 кромлехов - кольцевых конструкций из камней, и 6 каменных закладок разных размеров. Этот культовый комплекс медного века связан с расположенной здесь же курганной группой, которая являлась крупнейшей на острове Хортица. Кроме того, неподалёку от найденного комплекса кромлехов находятся остатки святилища. Такое тесное расположение культовых объектов позволяет предположить их принадлежность к единому сакральному комплексу гигантских размеров. Подробнее ©



Памятный знак в честь славы Запорожских казаков.



Земляная горка возле музея, на которой установлен самый высокий флагшток на Украине. Отсюда открывается очень красивый вид на Днепр. Во время строительства Музея истории запорожского казачества был вырыт котлован для постройки здания. Освободившийся грунт было решено не вывозить, а соорудить из него холм, с которого будет удобно осматривать живописные окрестности Хортицы. Место его размещения оказалось очень удачным - здесь имеется природная возвышенность, а с холма, добавляющего ещё более десяти метров высоты, открывается вид, захватывающий дух: впереди - северная оконечность Хортицы и плотина ДнепроГЭСа, а вокруг - панорамные виды острова Хортица и широкого днепровского русла. Радиус обзора с этой точки составляет более десяти километров во всех направлениях.

24 августа 2011 года по случаю празднования 20-й годовщины независимости Украины на вершине холма была оборудована насыпная смотровая площадка, а на ней установлен самый высокий на Украине флагшток с большим государственным флагом Украины. Высота флагштока составляет 35 метров, диаметр у основания - 53 сантиметра, а размер полотнища огромного флага - 50 квадратных метров. Установка самого высокого в стране флагштока была занесена в книгу рекордов Украины. Источник ©



Виртуальная 3D панорама снятая с этого кургана.

Памятный знак в ознаменование первых побед Богдана Хмельницкого над войсками Речи Посполитой.



Вид на Запорожскую ГЭС с крыши музея запорожского казачества. Снизу на фото виден редут (реплика). При постройке музея был обнаружен редут, а также сохранившиеся орудия, в дальнейшем была воспроизведена реплика редута с копиями орудий (отлиты на заводе Запорожсталь).



В посте частично использованы тексты с ресурса hortica.zp.ua с их письменного согласия. За что им большое спасибо.

Велотрип: Хортица. Продолжение

Вело, photo, о. Хортица, Запорожье, Балка, река Днепр, Смотровая площадка, Архитектура, Велотрип

Previous post Next post
Up