Все чаще встречаю в повседневных разговорах словечко «вата» и его производные. Обычно его произносят с чувством омерзения и отвращения. Это уже маркер отношения к происходящему в России (и еще больше - в Донбассе). Прежде чем предложить альтернативу посмотрим, как возник мем «вата»?
Крым - наш!
После воссоединения с Россией Крыма, в представлении либероидно настроенных, «вата» - все те, кто «ведется» на официозную пропаганду, и «Крым наш», по их мнению, - самый вопиющий тому пример в современной истории.
Считал и продолжаю считать воссоединение Крыма одним из немногих прогрессивных шагов, сделанных властью. Это потенциальное начало (будет ли продолжение?) воссоединения земель русских, а хотелось бы верить, и советских.
Без этого шага Крым превратился бы в «непотопляемый авианосец» (между прочим, это выражение Гитлера, вожделевшего полуостров) НАТО. Широкой общественности, конечно, неизвестен тот факт, что в 2013 году Пентагон разместил на своем сайте тендер на развитие военной инфраструктуры на полуострове. И это за четыре года до окончания срока аренды Россией (и за несколько месяцев до переворота в Киеве). Один этот факт для здравомыслящих людей достаточен для того, чтобы принять возвращение полуострова. А еще надо прибавить турецко-исламский вектор проблемы: Россия и мир могли (и еще могут, осуществись мечты западных и «своих» неофашистов) получить здесь базу «исламского государства» в сочетании с пантюркизмом. Последствия объяснять?
Позиция «Сути времени» следующая: поддерживать все прогрессивные шаги власти и критиковать, отвергать все регрессивные. Факт воссоединения Крыма - безусловно, прогрессивный момент внешней политики России.
Так вот, возвращаясь к мему «вата»: выходит, что «ватой» объявляются все, кто поддерживает данный
внешнеполитический шаг. При этом каким-то странным образом в сознании «не-ваты» фигурирует убежденность, что «вата» полностью и во всем поддерживает власть. Типа: «вата» на то и «вата», чтобы принять любой шаг власти, она впитывает любую пропаганду и не оказывает никакого сопротивления. С логической точки зрения, это - ошибка абсолютизации, когда частное свойство возводится во всеобщее; именно так поступает обыденное сознание. Вообще, абсолютизация - одно из свойств ограниченного сознания.
Я полагаю, что использование в обиходе мема «вата» в сегодняшней России антиконституционно как злостное разжигание социальной розни и ненависти. «Ватой» называют других (по сути, абсолютное большинство народа) те, кто считают себя дельфинами против анчоусов, «норковые» «революционерки и революционеры» ( или те, кто мечтает о норковости в угаре консьюмеризма) против «ватников».
Вата и ватник как социальные феномены (антропологический и исторический ракурс)
Давайте посмотрим, какие коннотации связаны с понятием (но не с мемом) «вата» для большинства людей.
Прежде всего - чистота и стерильность. Вата (без кавычек) - вещь очень полезная в быту и медицине.
Производное от «ваты» понятие (и мем) - «ватник». Для большинства людей, особенно старших поколений, это - доступная и дешевая одежда, надежно защищающая от холода и сырости. Особенно в ней удобно работать на холоде (кому это приходилось, хотя бы на студенческой «картошке» или дачном участке, тот оценит ее по достоинству).
В СССР, а еще больше в КНР и КНДР, ватник - одежда трудящихся эпохи социализма. Тогда его носили в холодное время года практически все рабочие и крестьяне, а отнюдь не одни «зеки», как злобно врет пропаганда наследников Геббельса. Кстати, и с «зеками» все не однозначно: тем, советским, заключенным лагерный ватник давал возможность трудом (или пролитой в пресловутом штрафбате кровью) начать новую жизнь, а при капитализме, в том числе и в «новой» России, заключенных попросту гноят в тюрьмах, где ватник, понятно, ни к чему.
Некоторым образом, ватник - и вещественное выражение единства СССР: вата делалась на российских фабриках из среднеазиатского хлопка. В 20-е - 30-е гг. красные воины сражались с басмачами в том числе и за то, чтобы русские рабочие наших строек спасались от русских же морозов теми самыми ватниками. Не стало СССР - и где теперь среднеазиатский хлопок?
Безусловно, связанный с мемом «вата» мем «ватник» - чисто антисоветский (и, особенно для западного потребителя, - скрыто антикитайский и расистски - «антижелтый»). «Ватник» производен от «совок». Очевидно, что «ватная» мемистика основана на радикальном антисоветизме.
Мем "Норковая шуба" VS мем "ватник"
Образ «норковой шубы» противоположен «ватнику» во всех отношениях. Понимаю, что для многих это прозвучит надуманно, но в предмете «ватник» уже заложена идея всеобщей справедливости. Можно ли всех обеспечить норковыми шубами? Вопрос риторический. Ими может обеспечить себя только квазиэлита. Да и с экологической точки зрения это обеспечение сомнительно: откуда взять столько норок)) В нынешних условиях аналогом советского ватника может выступать, скажем, китайский пуховик, но он делается из синтетики, и с экологией тут куда хуже))
Я думаю, никто из простых граждан и трудового народа ничего против этой общедоступной одежды иметь не будет. Да и многие из помешанных на норковости сами ходят зимой в этих куртках - современных ватниках. Помнится, несколько лет назад одну девицу, появившуюся в московском метро в шубе (даже не из норки, а из меха подороже), изрядно потрепали самодеятельные экологи, и тогда даже либеральная пресса предупреждала: в метро лучше надевайте «дутые куртки», «как все там».
Опасность противоположных мемов типа «дельфины» и «норковые» в том, что они притягательны для обывателя, помешанного на чрезмерном потребительстве. Для него это - вершина, апофеоз консьюмеризма, желанный, но недоступный «идеал».
Я не хочу всех стричь под одну гребенку, но у симпатизирующих белоленточным оппозиционерам обязательно присутствует, осознанно или подсознательно, этот горе-идеал - квазиэлитарный уровень потребления с предметами роскоши и шика того типа, о котором некогда говорили: «На брюхе - шелк, а в брюхе - щелк». Они ведь не знают, что на их любимом Западе «норки» - часть профессиональной одежды представительниц древнейшей профессии…
Опыт многих стран (ближайший пример - Украина) свидетельствует, что разжигание подобными мемами социальной ненависти (не классовой, а именно социальной, маскирующей подлинные классовые деления) несет в себе непосредственную опасность фашизма. Сегодня «ватники», завтра «колорады», а послезавтра - костры из книг и из живых людей…
"Пыль" VS "Вата"
Чтобы купировать эту опасность, нужно противопоставить мему «вата» другой мем - не с положительными для простого обывателя коннотациями, а с отрицательными.
На мой взгляд, на эту роль лучше всего подходит мем «пыль». В самом деле, понятие «пыль» прямо противоположно «вате»: это нечто грязное, антисанитарное, в быту бесполезное, даже вредное и опасное для здоровья как источник инфекции и/или аллергии. От пыли стараются избавиться, стереть ее. Вата защищает раны от пыли и грязи, пыль - как минимум мешает дышать.
Более того, вата - это нечто собранное, концентрированное, а пыль разобщена, она эфемерна и зыбка. Вата - это материал, вещество, а пыль - это продукт распада и разложения (в лучшем случае, у древних философов, - символ первозданного хаоса, но многие ли сейчас об этом помнят?). Фашисты намеревались «стереть в пыль» целые народы. Радиоактивная пыль - памятный нескольким поколениям носитель угрозы нового, ядерного, геноцида.
Ветер Истории
Так вот, «дельфины» и «норковые революционеры» - это пыль на российской (и мировой) истории. Стараясь закутаться в реальные или воображаемые норковые шубы, они лишь прячут серость пыли. Но пыль, даже упакованная красиво (точнее, мнимо красиво), не перестает быть пылью. Рано или поздно ее сотрут и выбросят, как бы долго ее не берегли.
Рано или поздно Ветер Истории развеет эту белоленточную пыль, а мы после этого протрем поверхность России стерильной ватой - как полагается, продезинфицируем, чтобы людям можно было жить дальше и свободно дышать.