Принял участие в опросе АКСИО-5 в качестве интервьюера. К сожалению, предыдущие опросы (за исключением четвертого) прошли мимо меня (или я прошел мимо них), особенно сожалею о неучастии в легендарном АКСИО-1 по десоветизации.
Сейчас хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями после общения с людьми в рамках АКСИО-5.
Когда говоришь «Здравствуйте, можно к Вам обратиться? Сейчас проводится всероссийский опрос общественного мнения…» то лицо человека, к которому обращаешься, как правило остается кислым и недовольным (чего, мол, тебе надо, уважаемый). Но после окончания фразы «…о событиях на Украине» лица менялись, многие понимающе улыбались и брали анкеты. Брали даже без предупреждения о том, что опрос анонимный, что для многих оказалось важным, и это понятно.
Случаев категорического отказа молодежи - из примерно ста обращений только 3-4, что показательно. Старшее поколение отказывалось на порядок чаще. Это тоже социологически важно, поскольку, как я понимаю, основная цель опроса - выяснение мнения тех людей, кто готов действовать. Согласие заполнить анкету - это уже зародыш того, будущего действия.
Несколько раз мне задали такой вопрос: а почему у вас в анкете только полярные варианты, крайности, нет середины, умеренной позиции. На что я отвечал: ситуация складывается такая острая и противоположности обозначаются настолько четко, что нет и не может быть середины.
- А если кто-то все-таки придерживается этой середины, как же ему быть?
- Тогда ему придется определяться в дальнейшем между этими крайностями. - ответил я, и молодой человек, кивнув, понимающе продолжил заполнять анкету.
Два раза пытался подойти к полиции. Очень интересна была их реакция в свете «Беркута». В первом случае сказали, что во время дежурства это категорически запрещено. Во втором молодая полисменша ответила: «Что вы, нам даже в митингах запрещают участвовать и приказывают молчать». Как говорится, без комментариев. Пришлось ретироваться.
Раза два-три после категорического отказа респондент, подумав, сам подходил и просил анкету (насколько помню - старшего поколения).
Только на второй день опроса, когда улеглись все реакции людей, вдруг пришло понимание того, какую на самом деле функцию и роль выполняет опрос. С одним товарищем у меня развернулась бурная дискуссия по поводу социологической оправданности такого волонтерского опроса, с которой можно ознакомиться
здесь. Но к концу второго дня я понял, что опрос имеет важную просветительскую и пропагандистскую роль, на фоне которой социологическая составляющая отходит на второй план (не исчезает, безусловно).
Поясню. Несколько раз, возвращая анкету, мне говорили, что даже не задумывались над тем, что возможны такие варианты ответов, и что ситуация настолько остра. Это открыто сказали несколько человек, а сколько не сказали, но подумали? Опрос заставил людей задуматься о том , о чем они раньше не думали и подумать не могли. Процитирую по памяти: «Все замкнуты в своих бытовых делах, а тут оказывается происходят такие дела, которые могут коснуться каждого». И человек это понял, после ознакомления с анкетой.
Другой агитационный аспект: дал анкету владельцу автомобиля класса «люкс», а он, прочитав, заявляет: да за такие вопросы надо в ФСБ сдавать, раньше такими КГБ занималось. Ага, значит, задело за живое, значит страх проснулся за свое маленькое тихое сытное благополучие. Вернул анкету, закрыв глаза на страх.
А вот эмоциональная реакции на полях анкет: Один респондент (41 год), отвечая на 19-й вопрос жирно обвел всю фразу «Нет, никогда и на за что» и поставил три восклицательный знака.
Девушка в графе «национальность» написала «советская».
Из серии юмор: студент Мехмата МГУ в той же графе написал «математик».
Наверняка у кого-то тоже были подобные казусы. Поделитесь.
Несколько человек высказали заинтересованность в результатах опроса, спросили где и когда будут выложены результаты. Ответил. Буду ждать и я.