Эта короткометражка 1963 года - подлинная жемчужина в советской кинематографической лениниане. Может, я скажу крамольную мысль, но это фильм не о В.И.Ленине. Это фильм о подлинном, высоком отношении к искусству, музыке и человеку.
Если у Вас предвзятое отношение к Ленину - этот небольшой фильм стоит посмотреть. Он не столько о Ленине, сколько о социалистическом, глубоком восприятии музыки. Возможно, поняв это отношение, изменится и Ваше отношение к Ленину.
Потребительское, развлекательное отношение к музыке иллюстрирует такой факт: нацисты после прослушивания концертов Шуберта шли давать распоряжения о казнях в газовых печах. Для них музыка была лишь фоном, лишь моментом эстетической услады.
Ленин во время прослушивания Аппассионаты думает "про себя": "... какой великан Бетховен и какая задача - музыкой высекать искры из сердец".
Нацисты после музыки шли жечь людей в печах, Ленин думал о том, как зажечь сердца людей. В первом виновата, конечно, не музыка Шуберта.
Обратите внимание на глаза пианиста, когда он исполняет Бетховена. Потрясающая иллюстрация музыки.
В фильме есть множество известных фраз, впоследствии разошедшихся и в анекдоты про Ленина (ненавижу эти анекдоты), и просто ставших крылатыми.
Мне запомнилась такая фраза Горького, который повторяет вслед за Лениным: "Быть человеком - адски трудная должность".
И еще: фильм иллюстрирует подлинное, коммунистическое отношение к человеку: думать не о себе, а о другом, жить его тревогами, мыслями, чувствовать его переживания и боль как свою.
В конце фильма пианист просит Горького открыть дверь, чтобы уходящий Ленин смог услышать звуки Лунной сонаты. В этом суть, эссенция коммунистческого восприятия другого человека. Спешащий Ленин останавливается и еще несколько мгновений наслаждается музыкой. И понимает то, что хотел передать ему пианист - чувство человеческой любви и заботы.
Посмотрите этот фильм!
Click to view
Прекрасная статья об этом фильме
здесь. Очень рекомендую.
И напоследок рекомендую послушать Аппассионату Бетховена в исполнении прекрасного, но забытого советского пианиста Эмиля Гилельса. Знатоки и ценители Бетховена говорят, что в его исполнении звучит подлинный Бетховен:
Click to view