Революционное летосчисление: Венесуэла, Непал и будущее (часть 4)

Dec 26, 2016 09:01



Редкая фотография: венесуэльское граффити периода 1998 года, когда шла предвыборная кампания Уго Чавеса, баллотировавшегося от Движения за Пятую Республику (MVR).

Это заврешающий пост из серии рассказов о революционном летосчислении. В нем будет рассказано о подходе Болиарианской Венесуэлы и немного о Непале. А в конце я рискну высказать своюличную гипотезу, о том, каким будет новый революционный календарь в период зрелых социалистических революций, большую историческую эпоху, в которую входит  человечество и которая, станет более отчетливо заметной ближе к середине текущего века:

Боливарианская Республика Венесуэла

В Венесуэле после победы У. Чавеса на выборах в 1998 г. была принята новая конституция, согласно которой страна стала называться «Боливарианская Республика Венесуэла». Тем самым вводилась новая периодизация истории страны. Венесуэльские историки условно делят республиканскую историю страны на пять периодов. Первая республика (1810-1812 гг.) возникла после провозглашения независимости 5 июля 1810 г.

Через два года Испания восстановила контроль над страной. Существование Второй и Третьей республик (1813-1814, 1817-1819 гг.) связано с освободительной борьбой под руководством Симона Боливара. Четвертая республика охватывает период с 1830 по декабрь 1999 г.: все режимы, правившие в стране после кончины С. Боливара в 1830 г., рассматриваются как олигархические (особо выделяется так называемая «демократическая эра» 1958-1999 гг., когда страной после заключения «Пакта Пунто-Фихо» правили буржуазно-демократические партии Демократическое действие и КОПЕИ).

На смену ей приходит Боливарианская Пятая Республика - нынешняя Венесуэла. Отсчёт новой эпохи - эпохи Пятой Республики - ведётся с 15 декабря 1999 г. - дня принятия новой Боливарианской конституции.

НЕПАЛ

В третьем тысячелетии от н. э. революционное летосчисление впервые было введено в Непале, где в 2008 году после десятилетней гражданской войны, во время которой погибло более 13 тысяч человек, к власти пришла одна из действующих в стране компартий. Согласно новому календарю (Непал Самбат), вошедшему в силу 29 октября 2008 г., страна стала жить в 1129 году. До сих пор в Непале использовался другой календарь - Бикрам Самбат, в соответствии с которым сейчас идёт 2065 год. Новый календарь Непала не является подлинно революционным. Введённое летосчисление имело широкое распространение в средние века в княжествах долины Катманду. По замыслу правительства новое летосчисление поможет непальцам вернуться к забытой народной культуре и традициям, утраченным в ходе 240-летней монархической гегемонии династии Шахов. Таким образом, это скорее поиск самоидентификации где-то в прошлом, нежели настоящее революционное летосчисление.

Далее… - везде…

Будем уверены в том, что на этом история революционных летосчислений не закончена. Впереди нас ждут новые эры. Каким будет начало новых революционных эпох - можно только предполагать. Некоторые авторы, развивая идеи русских космистов, предлагают принять день 12 апреля 1961 г. (или 4 октября 1957 года - даты запуска Первого Спутника) за первый день новой космической эры.

Надо сказать, что с методологической точки зрения это правильный подход, поскольку человечество сейчас «находится ближе к окончанию, чем к началу первого витка спирали человеческой истории. И в истории человечества начался уже следующий виток. Человечество вступило в космическую эру. Пока это только предпосылки, но какие-то предпосылки уже начинают появляться» [1]. Если бы СССР не умер, а став всемирным, продолжил бы освоение космоса, то нельзя исключать того, что первые космические шаги человечества официально стали бы началом нового единого всемирного космического (в отличие от земного) летосчисления. Этого не произошло. Пока. Но наверняка новые точки отсчёта будут иметь отношение к будущим революционным событиям, не исключено, что будут связаны с освоением космоса (например, открытие первого поселения вне Земли или рождение в космосе первого ребёнка и пр.). Человечество, если выживет, никогда не забудет выдающуюся дату 12 апреля, но вряд ли возьмёт ее в качестве новой эры - новая земная социалистическая революция, если победит, создаст новые рубежи, измерения, новые значительные даты и события.
Закончить эти заметки автору хотелось бы гипотезой о начале будущего революционного летосчисления, точнее отрывком из поэмы, которую собираюсь опубликовать в ближайшее время:

«Новый семнадцатый»:

предыстория ждёт исхода
в учебники, ждать немного.
осталось не больше года
семнадцатого, второго.

от Великого Февраля
к Великому Октябрю
и далее - вся Земля
согласно календарю.

дорога нового света
не обойдёт стороной -
начнётся в Великое Лето
или Великой Весной.

а сдадут у истории нервы
вторым сорок первым -
одержат твои солдаты
новый сорок пятый.

новый семнадцатый впереди.
через десять или через сорок?
уже - жжёт в груди,
уже - закипает в спорах.

как сквозь асфальт побеги
прорастёт на земном свете
уверенность в завтрашнем веке
и тысячелетье

[1] Вазюлин В. А. Выступление на V теоретической конференции Международной логико-исторической школы «Диалектика социального развития в свете логико-исторической методологии» (МГУ, 2008) (неопубл.)

Венесуэла, философия, революция, Латинская Америка, Вазюлин

Previous post Next post
Up