Фильм «Байкальские каникулы» - современная «Гостья из будущего».

Oct 26, 2016 09:01



Посмотрел недавно фильм «Байкальские каникулы». Не скажу, что это шедевр, далеко не так, но картина явно нацелена на то, чтобы затронуть струны ностальгии по советскому идеалу. В фильме этот идеал местами представлен довольно иронично, оно и понятно. Но эта ирония не злая, без сарказма и стеба. В целом же фильм сделан с большой теплотой к и ностальгией по советскому. Предлагаю рецензию на этот фильм:


Не скажу, что в фильме в лоб ставится вопрос патриотического воспитания, хотя при желании можно увидеть и его. Важно не это.

В фильме очень оригинальный сюжет: подросток из 2016 года - Колька - попадает в советский пионерский лагерь, и одновременно советский пионер Сашка перемещается во времени на его место в современный лагерь, где преимущественно отдыхает «золотая молодежь». И эта коллизия и столкновение, противоречие двух эпох показаны очень хорошо. Вообще тема путешествия во времени со времен «Гостьи из будущего» как-то выпала из детского кино, как и само кино выпало куда-то в неизвестном направлении. Ну да, были «Мы из будущего», но это явно не детское кино.

Несмотря на то, что фильм снят на профессиональную камеру, то есть картинка довольно современная и "гламурная", актеры - подчеркнуто любители. Порой кажется, что режиссер нарочито показывает, что это любители. В фильме только один-два профессиональных актера. Видно, как большинство актеров переигрывают или недоигрывают. Это, скорее, кинокапустник (я это говорю не в укор, а как о достоинстве). Поначалу меня это коробило, но потом я понял, почему это нормально, почему это даже органично.

А вот почему:

Любительская игра и монтаж только подчеркивают это стихийное, неоформившееся чувство тоски по настоящему. Если бы фильм был снят суперпрофессионально и со «звездами», то эффект был бы не тот. А так любительским подходом создается атмосфера искренности и обаяния - что люди пытаются донести некую идею не из-за денег, а по доброй воле. Не исключаю, что сам фильм был снят в режиме игры, как развлечение (в хорошем смысле слова) ребят во время смены в лагере. В этом состоит ценность фильма.

Это не ангажированный, не алчущий прибыли и высоких рейтингов, а народный, лишенный лоска профессионализма фильм. Этот фильм - низовое, стихийное стремление показать контрастность былого советского и капиталистического российского. В этом, на мой взгляд, основная идея фильма.

Современный парень, избалованный и процифрованный, тоскует в одиночестве в лагере себе подобных, отчужденных гаджетами подростков. Его желание убежать из одиночества туда, где бы его понимали, где он нужен - сбывается. Он попадает в пионерский лагерь, где благодаря своим необычным современным навыкам становится если не лидером, то нужным человеком. И он сам удивляется, что может быть нужным!

И наоборот, пионер, пападающий в современность, выделяется на общем фоне своим наивным стремлением к коллективизму, взаимовыручке, более высоким уровнем эрудиции и образованности.

В фильме прекрасно показана эта контрастность между прошлым и настоящим, и явно пользу прошлого, где пусть и ходят строем и поют одну песню, но делают это дружно, вместе. Вот это отсутствие чувства «быть вместе», «быть заодно», чувства плеча и взаимовыручки в современном обществе и тоска по ним - буквально сквозит в той части картины, где показана современность. Соврменный подросток все это находит там, в далеком пионерском советском лагере.

И тут мне снова вспоминаются строки из песни Знаменского из фильма «Шапито-шоу». В рецензии на фильм " Тряпичный союз" я уже цитировал, процитирную еще раз, уж больно прекрасные и актуальныен стихи :

«Всюду плесень из фальши и лести,

Я забыл, что такое быть вместе.

Я не помню, что, значит быть заодно,

Я уснул словно зритель в кино».

В советском лагере современный подросток просыпается, узнает, что такое быть вместе и быть заодно - при тушении пожара, при рисовании стенгазеты. И, наоборот, советский пионер, попавший в будущее, учит разобщенных и атомизированных ребят общности, учит помогать друг другу, действовать сообща.

Отчасти фильм «Байкальские каникулы» продолжает и развивает тематику, поднятую в фильме «Пионеры-герои», о котором я уже писал рецензию. Но здесь взгляд не со стороны взрослого, а с точки зрения подростка. Этим фильм и ценен.

Очень рекомендую к семейному просмотру!

рецензии, коммунизм

Previous post Next post
Up