Фильм «Шантажист» - диагноз позднесоветскому обществу.

Sep 18, 2016 09:01



В последнее время стал целенаправленно искать неизвестные советские фильмы. Их, оказывается, просто кладезь. Телевизионный ассортимент довольно ограничен, чтобы составить полное впечатление о советском кинематографе. Одно из недавних ярких впечатлений - фильм «Шантажист», убийственный диагноз разлагавшемуся перестроечному СССР. Ниже рецензия на этот крайне тяжелый фильм:

Перестроечные фильмы все очень тяжелые. В них буквально в картинке, в изображении, сквозь кинопленку сквозит и отражается какая-то мрачная атмосфера, угроза, нависшая над советским обществом.

Но фильм «Шантажист» явно выбивается из общего потока перестроечных фильмов и вместе с тем, как бы «идет» в тандеме с другим знаменитым фильмом той же эпохи упадка - «Плюмбум, или опасная игра». Что примечательно - оба фильма сняты в 1987 г., когда для (не)многих здравомыслящих людей было уже понятно будущее СССР.

«Плюмбум» я знаю давно, и очень люблю этот фильм, а вот «Шантажист» стал для меня крупным и неожиданным открытием. Оба фильма закачиваются не по лекалам кинематографического «хэппи-энда» - смертью героев (в первом случае второстепенного - подруги Чутко, второй смертью главного героя). Уже одно это выносит эти фильмы за пределы традиции.

В «Шантажисте» главного героя играет молодой Михаил Ефремов, играет прекрасно.

На мой взгляд «Шантажист» и «Плюмбум» - это взгляд на одну и ту же проблему с разных сторон. В «Плюмбуме» показано во что превращается революционный тип личности рахметовского уровня в загнивающем обществе, как он борется за справедливость и в конечно итоге становится не средством разрешения проблем, а причиной их создание. В фильме прекрасно показано бессилие такого типа личности в обществе упадка и загнивания.

В «Шантажисте» ставится большая философская проблема - можно ли бороться со злом его же методами? Можно ли подлеца и подонка наказывать методами того же подонка. Фильм отвечает, что нет, но для меня самого это большой вопрос. Сам я никогда не опущусь до таких методов, может в силу характера. Нет, не потому, что хочу остаться чистеньким. Ведь с другой стороны - подонок и подлец может оказаться невосприимчив к более высоким методам воздействия, и его придется воспитывать его же методами. Да, это грязно, но кто сказал, что лечение безболезненно, что чистка Авгиевых конюшен будет чистым делом?

Странно, но в фильме «Шантажист» главный положительный герой выставлен отрицательным. Или мне так показалось.

Но все-таки главный герой фильма - это его окружение. Люди, зараженные алчностью, самолюбием, корыстью. «Золотая молодежь» позднесоветского времени стала источником «малиновых пиджаков» 90-х. И в фильме прекрасно показаны эти типажи позднесовесткого времени. Фильм оставляет очень тяжелый осадок. Не потому, что главный герой умирает. А потому, что там показаны такие типажи, после лицезрения которых становится понятным, почему ранний социализм был обречен на временную смерть, на небытие. После просмотра фильма становится ясным, что крах СССР был предрешен и неизбежен. Что нужно было пройти советскому обществу через молохи и жернова капитализма, чтобы вновь возникла общественная потребность, тоска и ностальгия по «новому советскому».

Посмотрите этот фильм! Он очень тяжелый, но он помогает многое понять. И обраите внимание на последние кадры - ключевые, где пророчески показаны последствия гибели Советского союза и будущие реалии 90-х.

рецензии, коммунизм

Previous post Next post
Up