"Теология освобождения - это инструмент ниспровержения"
Продолжаю серию постов о высказываниях теологов освобождения. На этот раз - подборка цитат из легендарной книги перуанского теолога Густаво Гутьерреса «Теология освобождения. Перспективы», изданной в 1964 году. Именно в ней были заложены теоритческие основы нового движения. Книга не была переведена на русский язык. Материал эксклюзивный.
О преобразовании мира.
«Теология освобождения не ограничивается размышлениями об окружающем мире, а стремится стать моментом процесса, способствующего его преобразованию»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 40-41.
Не правда ли, этот тезис созвучен знаменитому одиннадцатому тезису К. Маркса о Фейербахе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
О капитализме
«Главным признаком современного общества является разделение человечества на угнетателей и угнетенных; на собственников стредств производства и тех, кого лишают продуктов их труда; на антагонистические общественные классы»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 352-253.
О грехе
Любая попытка уклониться от борьбы… за более справедливый и гуманный мир - самая большая измена богу.
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 352.
«Грех заключается в общественной структуре угнетения, в эксплуатации человека человеком, в господтве и рабстве целых народов, рас и социальных классов. Таким образом, грех предстает перед нами в виде тотального отчуждения, вызванного несправедливостью и эксплаутацией… Грех требует радикального освобождения , а это неизбежно требует освобождение политическое»
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 237.
О новом понимании любви
«Любить всех людей отнюдь не означает, что нужно избегать конфронтации или поддерживать между ними фиктивную гармонию. О всеобщей любви можно говорить лишь тогда, когда солидарность с угнетенными предполагает освобождение также и угнетателей от их собственной власти, амбиций и эгоизма… Любовь к угнетателям выражается в том, что их освобождают от их собственного бесчеловечного назначения, освобождают от самих себя. А это можно сделать, лишь решительно выступая за угнетенных, т.е. борясь против класса угнетателей».
G. Cutierres Teologia de liberacion. Salamanca, 1985, pp. 357.
О новом человеке
Теологическое мышление в Латинской Америке рождается из освободительной практики, идущей снизу, свзанной с борьбой за превращение «не-человека» (каковыми угнетатели считают угнетенного) в подлинно свободного «нового человека».
G. Cutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 69.
«Человек постепенно берет в свои руки бразды сосственной судьбы. Он смотрит вперед в поисках общества, в котором он будет свободен от всякого отчуждения и рабства»
G. Cutierres A Theology of liberation, New York, 1973, pp. 29
Продолжение следует...