Быль и небыль. Глава 5. Ул. Братская, дом 48

Oct 30, 2023 12:26


Баба Оля (о ней речь шла в предыдущей главе) была членом нашей семьи в то время, когда мы гнездились в доме № 48 по ул. Братской (ныне улица 25-летия Братскгэсстроя).
Сначала наш двор "окружали"  три здания с номерами 44, 46,48. Через какое-то время после того, как мы в него переехали из 47-ого дома все по той же улице, на углу Братской и Дубынинского построили новый шестнадцатиквартирный дом, и он присоединился к уже существующему двору.
В 47-ом доме остались наши друзья, в частности, няня моего брата Паши, баба Даша, а также ее муж, дядя Коля, и их дети - Юра и Рая.


Девушка на фото в шапке с мехом вокруг головы - это как раз Рая через несколько лет

Вернемся к рассказу про дом номер 48.
В каждом из "старых" домов было по 8 квартир, следовательно, сарайных построек столько, чтобы обеспечить 24 квартиры. В этой же зоне размещались вспомогательные помещения двух домов по пер. Дубынинскому, значит, к двадцати четырем добавлялось еще 16 сараюшек. Нам было, где прятаться и играть! На фото ниже дом номер 48 уже в 21 веке, видите, весь тарелками обвешенный?


Между сараек , которые сносить не собирались, но и новых не строили, хорошо было играть в прятки и войнушку. Такие игры, как "штандр", "беговая лапта" и им подобные (в них еще наши родители играли) лучше шли на своеобразной "площадке" , образованной на глинистой дороге для проезда мусоросборочной машины.   Основной почвой здесь была такая красноватая глина. В размоченном виде она скользила, а в подсохшем  явлалась серьезным испытанием для всех видов транспорта, так как состояла из множества твердых и ощутимых при соприкасании с колесами и детскими коленками бугорков.  Но нас, детвору,это не останавливало!
Когда вырубили сосны и построили поселок, подумали о сохранении каких-то "островков" леса между домами. Не все дома располагались  по прямой  на одинаковом расстоянии от проезжей части. Пара -тройка домиков строилась поближе к ней, и столько же домов "отступали" , образуя подобие большой буквы "П". Вот в таких  П-углублениях и сохранялись сосны и некоторая часть плодородной почвы, а также - места для наших прогулок.
Надеюсь, небольшой рассказ оживит это повествование?
Снега хватит на всех!
Уже темно, но на часах не больше семи вечера. И я прошусь у мамы на улицу - меня уже ждут девчонки. За мной зашли Надька и Лариска. Они только что из дома: их одежда совершенно сухая. Обычно к концу наших прогулок на нас нитки сухой не бывает зимой...
Мама ворчит немножко для порядка:
- Куда на ночь глядя?
Потом смотрит на часы и говорит:
- Не больше, чем на час!
Я быстро влезаю в  плотные шаровары (в тонких  из шерстяного трикотажа рейтузах  бесполезно  появляться  там, где мы будем играть) .Концы штанин натягиваю на голенища валенок, добровольно одеваю, помимо шапки, еще и шарф (!), варежки продеты в рукава - все, я готова! Мы сбегаем с нашего второго этажа и выкатываемся на улицу.
-Пойдем к соснам, куда вчера ходили! - заявляет Лариска.
Мы с Надькой только киваем и быстро несемся, минуя соседний дом, к соснам.
Сосны высокие. Когда Падун строили, небольшие участки с деревьями не вырубали - оставляли зеленые зоны. Тополей, конечно, насадили на улицах, но когда они еще вырастут! А тут - сосны, в высоту - метров сорок, не меньше. А среди них есть и молоденькие...
Это не общая улица, а в стороне от нее, поэтому сугробы тронуты только нами вчера, но снег всю ночь валил, и нам, семилетним девчонкам,  сегодня по пояс. И это здорово! Каждая из моих подружек предусмотрительно оделась, как я, и снег в валенки попасть не должен. Если это произойдет, наши горячие ножки его быстренько растопят и тогда перестанут быть горячими, так и простыть можно! Это мы уже проходили.
Каждая из нас находит себе дубинку, их мы раздобыли  еще вчера где-то между сараек. Надька берет свою дубинку, подходит к сосне, замахивается и изо всех сил стукает по стволу сосны на уровне своего маленького роста. И повторяет процедуру до тех пор, пока дрожь от этих микроскопических сотрясений не доходит до верхушки ствола - до места, где у сосны ветви, на которых полно снега. Снег падает на нас с высоты мощной кучей. Мы тоже падаем по его тяжестью. Но нам не больно! Просто сугробы под сосной стали вдвое толще, чем были. Мы не стучим по тем соснам, которые оббили вчера, мы выбираем "свежие"!
Пока снег не попал под одежду, он не тает. Холодит, конечно, но это даже приятно. Ведь мы везде - бегом. Хотя, как можно бежать в таком глубоком снегу? Но мы как-то пытаемся!
Прежде, чем утомиться, околачиваем каждая по четыре-пять деревьев. Играть таким образом со снегом весело! Вот с крыши мы сейчас не побежим прыгать. Это лучше при свете делать. Высота сарая больше четырех метров. Сугробы под сараем около метра глубиной. Это если в него еще не прыгали. А если прыгали, то сугроб может быть мельче и тверже, уже умятый, тогда прыгать опасно. В темноте это трудно определить, а при свете - можно.
Но чем же теперь заняться? Сегодняшняя "порция" сосен от снега освобождена, других ребят не видно. В войнушку снежками не поиграешь втроем, надо много ребят собирать...
- Давайте кого-нибудь попугаем! - предлагает Надька.
- Кого? - спрашиваю я. - Дядьку Колю вчера пугали. Твоего брата нельзя, мама заругается...
Дядька Коля - сторож детского садика. Когда мы перелезаем через забор и начинаем кататься с садиковской горки, дядька Коля некоторое время выжидает, чтобы мы немного покатались, а потом выбегает и начинает нас гнать, чтобы мы , здоровенные дылды, садиковскую  горку, рассчитанную на мелкоту, не сломали. Хотя что ей сделается? Она прочнее  той, что в соседнем дворе!
Пугать дядьку Колю неинтересно. Ну что ему можно показать? Фосфора у нас нет. Фонарик мы в прошлый раз посеяли, когда мастерили из газет рожу с "горящими" глазами. Да и не испугался дядька Коля, а просто выбежал нас гнать, как обычно...А братика Надькиного мама так поздно гулять не выпустит. Это мы большие - первоклашки, а ему всего пять лет. Да и жалко его, он ведь по-настоящему может испугаться. Еще заикаться начнет, как Юрка из дома напротив нашего. На него собака когда-то напала, и он до сих пор заикается.
Мы бредем в раздумьях к дому и не замечаем, что мальчишки с соседнего двора подкрались и кидают свои первые снежки. Снежки твердые, где-то они снег намочили, что ли? Или это куски слежавшегося снега, который дворничиха с тротуара сколачивает?
Нас трое, парней - всего двое. Не рассчитали они свои силы! Мы наваливаемся: Лариска взяла на себя того, что побольше, она девчонка крупная, ее все побаиваются. А мы с Надькой второго загнать решили. Скоро мальчишки упрятаны в самые глубокие сугробы, которые мы с сосен натрясли! Они-то не знали про их существование и отступали, не думая...
- Мы вас всю ночь здесь продержим! - заявляет им Лариска, которой твердым снежком раскровянило губу.
- Ну что мы вам сделали! Простите! - ноют пацаны.
Как будто и правда мы можем здесь всю ночь с ними проторчать! Глупые!

Затолкав им снега за шиворот, отпускаем горе-воинов. Сами мы уже полностью в полурастаявшем снегу, и он не хочет отряхиваться с шароваров, варежек и теплых меховых шапок.  Перед появлением дома надо будет  шаровары и пальто почистить на улице , а в помещении  придется развесить на горячих батареях чтобы до утра высохло, а то не в чем в школу будет идти. Шаровары, возможно, не понадобятся. В школу  лучше в рейтузах идти, если день не актированный. Но рукавицы. шарфы, шапки и, главное, пальто - все это будет необходимо. В мокрое влезать ой как не захочется!
Мы столько сегодня сделать успели! Нудная чистка одежды от снега не может испортить настроение. Тем более, завтра нас ждут новые приключения. Зима долгая, снега на всех хватит.


Ну а дома мы были обычными девчонками!

Братск, история, детство, дневник, Сибирь

Previous post
Up