Дорога в никуда

Sep 22, 2015 19:39

Продолжаю посты с моей любимой меткой "Путешествие по жизни".

Место, куда мы попали, само по себе было таинственным и полным мистики. Но его особенностью было то, что Братскую ГЭС строили не зэки, как это было принято повсеместно в Сибири, Якутии и на Дальнем Востоке, а романтики и энтузиасты, которых позвали сюда партия и комсомол. Поэтому пока нет в опубликованном виде никаких откровенных записей ни о том, что увидели приехавшие на строительство, и о том, что они испытали во время этого строительства.

Самые первые были вынуждены начать строительные работы в декабре 1954 года, в разгар самых страшных морозов, потому что компартия определила срок сдачи объекта к пятидесятилетию Комсомола, и это было равносильно военному приказу, ведь Великая Отечественная закончилась сравнительно недавно...Жить приходилось в палатках, потому что строить было попросту некогда. Так что сколько человеческих жертв насчитывает гидроэлектростанция, пока неизвестно. Думаю, такие подсчеты и публикации будут сделаны позже, когда хотя бы первое поколение первостроителей обретет покой в другом мире.

Наша семья приехала несколько позже, правда, мои родители перенесли немало тяжких испытаний, о которых не очень-то любили рассказывать. Но даже сама Транссибирская магистраль, по которой можно было добраться до этого глухого местечка в тайге, была построена на людских костях. Да, они были людские, так как каторжники - это тоже люди.




В связи с недавней войной стало понятно, что часть Транссиба, находящегося в непосредственной близости от Японии, Монголии, необходимо дополнить другими ветками. И Байкало-Амурская магистраль, строительство которой было начато еще в 1938-ом, а в 1941 приостановлено надолго, и рельсы были взяты для объездной железной дороги в центральной части России, в 1973 стала местом новостройки. Красным цветом на карте обозначен Транссиб,зеленым - БАМ.


Отец был инженером по линиям высоковольтной передачи, и одной из его обязанностей стали частые поездки в места, куда велись эти линии. Несмотря на то, что к моменту полного ввода всех участков БРАЗа (ныне - Русал), он забирал 75 % мощности ГЭС, вполне можно было снабдить электроэнергией еще и Нюренгри, и Северомуйск и другие объекты, которым требовалась дешевое электричество. Не буду описывать, как строились эти линии, у отца вышла по этому поводу книга. Но рассказать хочу лишь о том, насколько неприветливой может быть земля Сибирская по отношению к строителям, например, все того же БАМа. Ведь именно в эту ветку стал переходить путь, по которому мы сюда приехали, и по которому мы уезжали в какие-то другие места.



Одна из легенд, бытовавших среди строителей, была притча о поезде-призраке, который беззвучно двигается по рельсам и видят его не часто, но его появление всегда предвещает беду. Своим появлением легенда обязана правдивой истории о том, как зэки, предвидящие свою скорую гибель на стройке, устроили побег, похитив для этой цели старенький паровоз. Для их поимки были задействованы силы местных воинских частей, в том числе, и военно-воздушных. Паровоз был подвергнут бомбардировке, которая не могла не разрушить железнодорожные пути. Самое удивительное, что когда через пару десятилетий сюда снова пришли строители, они не обнаружили явных следов бомбежки. Слухов о восстановительных работах путей тоже не было.



В разное время на БАМе пришлось выстроить восемь туннелей, позволявших дороге пробиваться сквозь горы, а не подниматься на их вершины. К тому же способу преодолевать препятствия можно отнести и строительство 142 мостов, в числе которых были и такие, которые тряслись и чуть ли не ходуном ходили, когда по ним шел состав.


Почти каждый из туннелей тоже был связан с какой-нибудь странной легендой. Например, в самом высокогорном - Кодарском - по мнению старожилов обитал Белый шаман, предупреждающий людей о близящемся стихийном бедствии. На фото - Кодарский туннель.



Был случай, когда Белый шаман спас от землетрясения строителей. Те были готовы к разгулу стихии и быстро и грамотно среагировали.

Но самым обильным на легенды оказался Северо-Муйский туннель, который строителя 25 лет. Внутренности кряжа, в котором проложен проезд, больше напоминают слоеный пирог, нежели прочную скалу, так как состоят из трещин. Объект начали строить в 1977 году, и тогда еще не было станков для горизонтального бурения до 400 метров с отбором керна. Кроме того, существовала такая опасность, как радиация из-за скоплений родона. Поскольку это был самый трудный участок, туда было брошено специально для этого приобретенное оборудование из США. Когда сопровождающий это оборудование специалист прибыл к началу работ, он посоветовал бросить этот участок и вести дорогу "где-нибудь в другом месте". Но русские не могли себе позволить отступить от плана!
Несмотря на все ухищрения строителей, тридцать человек все-таки погибли. Но туннель был достроен.





Последний туннель БАМа и строительство магистрали были завершены в 2003 году. Это не так уж далеко от наших дней. Но тяжкая аура тех мест не смогла стать намного лучше, чем нам хотелось бы. Мы ищем необычного и думает о неопознанном, которое обнаружено неподалеку. Но Сибирь прямо-таки притягивает всяческую мистику.








Но сейчас находятся те, кого БАМом не испугаешь, тем более, что их путь проложен туда, скорее всего, воздушным образом. Недавно на Байкале закончился фестиваль "Звезды Байкала", и вот ролик по этому поводу.

image Click to view



путешествие по жизни, БАМ, Мацуев, музыка

Previous post Next post
Up