Толкиен, Калевала и ВУЗ

Sep 15, 2015 00:40

Закончив предыдущий пост словами о том, что о времени учебы в вузе надо писать отдельный пост, я вроде бы этим и должна заняться... Но кому это будет интересно в век ярких фотошопов и инстаграммов? Попробую сегодня приблизить содержание записи к интересам читателей. Посмотрим, получится или нет. В любом случае, люблю трудные эксперименты.

Окончив вполне среднюю сибирскую общеобразовательную школу, я хотела было рвануть вместе с подругой в МГУ на журналистику, но мама была категорически против. "Ты знаешь, какой там конкурс? Потеряешь год и все равно будешь поступать куда-нибудь попроще..." Словом, я испугалась и вместо Москвы отправилась в хорошо знакомое место - Петрозаводск. Дедушки к тому времени в живых уже не было, но бабушка снова жила не одна, так как к ней вернулся младший сын с семьей. Я знала, что придется жить в общежитии, но это пугало только мою маму. А мне было 17, и я не боялась ничего.

На филфак пединститута я поступила легко. Общежитие первого курса было в старом деревянном бараке, но мне повезло, так как пока я поступала, подружилась в общаге для абитуриентов с племянницей коменданта общежития для старшекурсников, туда нас со Светкой и поселили после поступления - ведь ее тетя искала для родственницы "приличных" девочек в соседки по комнате. А я была очень приличная!

Прикольно, что общага была в одном здании с учебным корпусом филологического факультета. Математики и физики, например, учились в трех троллейбусных остановках от места своего проживания, а с нами вместе учились еще "иностранцы". В общем, вставать на занятия можно было за двадцать минут до пары. Завтракать - не обязательно! Это можно было сделать на перерыве между второй и третьей парой. Столовая была здесь же, в учебном корпусе. И салат типа "оливье", только без колбасы, был вполне приличным на вкус. На фото - "спуск" к нашему вузу, влево пойдешь - в общагу попадешь, вправо пойдешь - в учебный корпус попадешь.


Здание находилось на улице Ленина, уверена, улица с таким названием тогда была в каждом уважающем себя городке. В Белореченске, где я живу сейчас, такая до сих пор есть: белореченцы не собираются вычеркивать из истории своего города ни одной буквы, и правильно делают.

Улица Ленина начиналась от железнодорожного вокзала, о котором я упоминала в предыдущем посте, и тянулась до Пушкинской набережной, о которой тоже есть сведения все там же. Если двигаться от нашего общежития по направлению к набережной, первым зданием был кинотеатр с патриотическим названием, кажется, "Родина" (или "Победа"? честное слово, не помню!). В этот кинотеатр мы ходили так часто, как в нем менялся репертуар (в те далекие времена один фильм показывали целую неделю).

В конце квартала находилась гостиница "Север" (ныне - "Северная"), а еще чуть ниже (по направлению к набережной улица шла под уклон) - магазин "Карельские сувениры". Насчет него нашла фотку из репортажа о поджоге этого магазина (уже в наше время), так что не удивляйтесь, что там - пожарные машины.




Когда показ очередного киношедевра в "Родине" затягивался, мы отправлялись в кинотеатр "Сампо" за несколько кварталов. Значительно позже я узнала, что слово "сампо" означает по фински не только "счастье", но это образ из карело-финского эпоса (тех легенд о божествах, которые существовали до монополизации всех стран христианством). Это сейчас пишут, что в Карельском национальном музее есть картины Аксели Галлена -Каллела, а тогда даже просто смотреть на такую эротику было нельзя. Чтобы стало понятно, о чем идет речь, покажу одну его картину.


Сравнительно недавно я узнала, что "Калевала" (50 песен об угорских божествах) вдохновила не только художника Аксели Галлена -Каллела, но и писателя Толкиена на создание сказок о Хоббитах. Но Толкиен всем известен, мне кажется, лучше, а про Галлена знают меньше, так что продолжу про него и о "Калевале". Вот, например, иллюстрация к легенде про Айно, триптих.


По версии финнов, в начале времен не существовало таких вещей. как солнце, птицы, деревья, и даже самой Земли не было. И где-то в заоблачных далях, которые каким-то чудом все-таки имели место быть, парила богиня Илтамар. Ее портрет тоже имеется, правда, уже кисти другого художника - Роберта Вильгельма Эктана.


Женщина она была плодовитая и, спустившись на гребень морской волны, тут же забеременела от моря. И это, видимо, было настолько "заразно", что даже мимо летевшая утка захотела приостановиться, свить гнездо на коленях Илтамар, снести по-быстрому 7 яиц, зачем-то скинуть их в воду и полететь дальше. Из этих яиц волшебным образом образовались земля, солнце, месяц, звезды и так далее.

Тем временем, Илтамар не могла разрешиться от своего бремени. Она ходила с ним много лет, и ее ребенок - Вяйнемёйнен - родился уже почтенным стариком. Тем не менее, пожелал иметь семью, и первой его невестой чуть было не стала девушка по имени Айно. Но ей не хотелось идти замуж за старика, она предпочла утомиться и стать русалкой. А Вяйнемёйнену не пришло в голову ничего другого, как начать за ней погоню. Но кажется, она убежала.
Кроме триптиха Аксели Галлена -Каллела, мне нравится другая иллюстрация, уже современного художника, к сожалению, пока не узнала его имени.


И еще одна версия Айно, карельской художницы Тамары Юфы.


путешествие по жизни, живопись, Петрозаводск, города, дневник

Previous post Next post
Up