"Обязательная образовательная диспансеризация" и другие "прелести" образовательного форсайта

Dec 12, 2016 02:33

Тема не новая - форсайт-проект АСИ и Сколково "Российское образование-2030". Но поскольку при новом министре образования все ключевые фигуры этих "инициатив" остаются на своих местах, 2030 стало уже 2035, а текст по исходной ссылке куда-то исчез, есть смысл в очередной раз сделать "закладки" на тему "какое "светлое" цифровое будущее обещают нам инноваторы-глобализаторы". Итак, образовательный форсайт "на пальцах":
АЛМАЗНЫЙ БУКВАРЬ. Российским школьникам будут вживлять наноботов и корректировать мораль онлайн

Российским школьникам будут вживлять имлантаты, колоть препараты, корректировать их мораль онлайн и к каждому приставят электронного тьютера. Вкратце так выглядят планы Сколково по развитию школы на ближайшие 15 лет. ЖУРНАЛ ЖЖ ознакомился с «Картой образования будущего» и нашёл в ней много интересного. Авторская орфография сохранена.

В начале марта в Москве прошёл большой образовательный форум «Маршруты и стратегии движения в новые модели образования». Его организовали Школа управления Сколково и Агентство стратегических инициатив. Агентство ответственно за разработку форсайт-проекта «Российское образование-2030». По выражению министра образования Дмитрия Ливанова, задачи этого проекта совпадают с задачами Минобрнауки РФ.

В принятой на форуме «Карте образования будущего» обозначены основные вещи, рекомендованные к внедрению в мировую и, в частности, российскую образовательную систему на ближайшие 15 лет. Ниже лишь часть положений из этого необычного документа.

Образование начинается до рождения

Важным элементом системы образование станет программа развивающей беременности, когда ребенок получает навыки и знания в утробе. Пока что немногие родители «задумываются о том, что уже на этом этапе они могут устанавливать связь с малышом и способствовать раскрытию потенциала, заложенного в ребенке от природы». Но всё изменится, когда «программы раннего развития получают новую точку отчета».



Авторы программы не преминули использовать термин «большие данные» (у них это «перинатальные большие данные»). На них, а также на «биологической обратной связи» будут основаны программы раннего развития ребёнка.



Выглядеть это должно следующим образом: «Сеть минидатчиков будет в реальном времени отслеживать разнообразные физиологические параметры развивающегося плода. Системы обратной связи дадут возможность плоду самостоятельно контролировать эти параметры через предъявление их в более явном виде - например, в виде звуков».

Химические препараты для улучшения восприятия

Детей, которые доживут после утробного университета до школьного возраста, будут медикаментозно улучшать. Первый способ - препараты для повышения когнитивных способностей учащихся. Авторы программы рассчитывают, что фарминдустрия в ближайшие годы выведет их из нелегальной сферы и сможет поставлять в школы:



«Целый ряд веществ, часть из которых обладает очевидными негативными эффектами, оказалась недоступной для большинства, а их активные действующие компоненты вошли в состав лекарственных препаратов. В то же время фармацевтика не стоит на месте. Она предлагает рынку все более безопасные и все более эффективные средства поддержки ослабленных когнитивных функций, которые часто усиливают когнитивные функции здорового человека. Многие из этих веществ относятся к классу „ноотропов“ - средств, оказывающих активирующее влияние на интегративные функции мозга, стимулирующих обучение, улучшающих (восстанавливающих) память и умственную деятельность, повышающих устойчивость мозга к агрессивным воздействиям, гипоксии, усиливающих связи между корой и подкоркой».

Имплантация



Второй способ прокачки способностей школьников - использование нанотехнологий для вживления гаджетов и технических устройств в отдельные части тела. Составители документа признают, что поначалу, конечно, имплантаты будут чужды организму из-за применяемых в них материалов, но потом человек сольётся в симбиозе с дополнительными органами-биокомпьютерами и сетями нанороботов, которые смогут повысить образовательные способности.

Психофизическая диспансеризация

Успехи учащихся биороботов на препаратах будут регулярно проверять с помощью «онлайн психофизической диагностики». Это поможет подобрать для каждого «индивидуальную образовательную траекторию». Проводить диагностику планируется с помощью носимых устройств, которые «при заданном типе активности» посоветуют, например, «дышать глубже, так как это помогает решению задачи».



Рекомендации по траектории будут основываться «на полученных психофизических параметрах и предпочтениях человека, а также данных социальных сетей и других отслеживаемых баз данных».

Алмазный букварь

Также строить траекторию будет помогать учебник. Он в ближайшем будущем останется один, зато «перестанет быть чем-то статичным». На первом этапе у нас появится живой учебник с постоянно обновляемым и адекватным данному моменту содержанием. Но после 2019 года инноваторы от образования планируют «триггерную точку перехода» к новому типу обучения детей, когда даже электронные учебники детям больше не понадобятся. Вместо них будет «алмазный букварь».

«Алмазный букварь» - это искусственный интеллект, который будет «персональным тьютером, отвечающим индивидуальным требованиям учащегося». Одной из главных функций, которые должен выполнять букварь, является «способность спланировать и реализовать набор образовательных и развивающих воздействий, который переведет ученика из текущего „образовательного состояния“ в потребное».

Моделирование морально-этических принципов онлайн



Займутся инноваторы и проблемой падения морали и нравственности. Для этого будет применяться цифровое моделирование ценностей и морально-этических принципов, а также рациональное конструирование этики на основе виртуальных онлайн игр.



Для этого планируют создавать компьютерные игры, «продвигающие вечные общественные и семейные духовно-нравственные ценности». Они станут противовесом жестоким играм в сознании «детей, воспитанных с помощью iPad».

Достижения в компьютерных играх как предмет оценки способностей



Образование не должно прерываться, поэтому детей и взрослых планируется объединить в единую образовательно-игровую сеть, а достижения и успехи в компьютерных играх сделать элементом образования и предметом оценки способностей:



«Уже сегодня некоторые профессиональные компьютерные игроки в качестве расширенного резюме предъявляют свои игровые достижения. Так поступил, например, руководитель одной из самых прогрессивных российских гильдий World of Warcraft (MMORPG, более 8 млн. активных пользователей), устраиваясь на работу в компанию-производитель молочной продукции. Он описал перечень ежедневных задач по управлению персоналом, процессами и ресурсами, после чего получил предложение занять позицию директора производства. Спустя год под его руководством были открыты еще два завода. Комментируя такое быстрое расширение, он сказал, что если проводить прямую аналогию между игрой и работой, он всего лишь открыл второй и третий регулярные рейды по убийству боссов в Hi-End Content».

Человеческие фьючерсы

Особо перспективные и талантливые ученики будут рассматриваться как объекты инвестирования. В ближайшие годы появится новый финансовый инструмент - «человеческие фьючерсы».



«На первом этапе это будут прямые инвестиции в развитие карьеры конкретных людей. Однако со временем возникнет вторичный рынок, на котором будут торговаться инвестиционные пакеты, фьючерсы вложений в человеческий капитал. Первые доходы прямые инвесторы станут получать спустя несколько лет после вложений - человеку нужно время для реализации своего потенциала, выраженной в денежной форме. Однако на вторичном рынке инвесторы могут обогатиться достаточно быстро, выгодно продав инвестиционный пакет. Так что первые миллионные сделки могут состояться уже в самом ближайшем будущем».

Социально-принудительное перевоспитание

Ну, а тех, кому не помогут датчики в утробе, препараты в школе, имплантанты и добрые игры на iPad, будут перевоспитывать в виртуальных симуляторах, или «виртурмах».



Правонарушителей будут помещать в образовательно-исправительные учреждения и менять «характеристики личного профиля, приведшие к девиантному поведению» на «социально приемлемые». Чтобы предотвратить преступления, также планируется развивать виртуальные симуляторы, в которых можно будет стать участником «противоправных действий с точки зрения пострадавшего, блюстителя закона».

Отсутствие необходимости излагать мысли

Асоциальное поведение, может, и удастся побороть, но вместо него появится другая проблема - неумение людей излагать свои мысли и исчезновение грамотности как понятия благодаря сервисам автоподбора.



«Возможным подходом к проблеме может быть прямое введение в сервисы обратной связи по негативным последствиям их применения. Это подразумевает, что в архитектуре программного обеспечения будет заложена развивающая парадигма. Текущие рекомендации сервисов будут определяться не только статистикой запросов, но также индивидуальными и групповыми целями развития», - предлагает решение этой проблемы поколения iPad’ов человек (надеемся, что это был не робот), который составлял карту развития образования.

Ознакомиться с полной картой образования можно здесь. А здесь можно узнать о программе, принятой на аналогичном форуме в США в 2015 году.

Если еще короче, то вот так:
"- использование в образовании современных лекарств - ноотропных медицинских препаратов и других способов улучшения когнитивных способностей ученика;
- объединение детей и взрослых в игровые сети, достижения и успехи в компьютерных играх становятся элементом образования и предметом оценки способностей;
- учебник перестает быть чем-то статичным. На первом этапе - это живой учебник с постоянно обновляемым и адекватным данному моменту содержанием, на втором - «алмазный букварь»: учебник со встроенным искусственным интеллектом, который является персональным тьютором (англ. tutor - наставник - авт.), отвечающим индивидуальным требованиям учащегося;
- на период после 2019 года планируется триггерная точка перехода - к новому типу обучения детей, когда даже электронные учебники детям уже не понадобятся;
- введение программ развивающей беременности, когда ребенок получает навыки и знания уже в утробе;
- обязательная образовательная диспансеризация, то есть регулярная онлайн психофизическая диагностика для подбора индивидуальной образовательной траектории;
- особо перспективные и талантливые ученики будут рассматриваться как объект инвестирования, заодно появится новый финансовый инструмент - «человеческие фьючерсы»;
- использование нанотехнологий для имплантации гаджетов и технических устройств в отдельные части тела человека для повышения его образовательных способностей;
- цифровое моделирование ценностей и морально-этических принципов людей и рациональное конструирование этики на основе виртуальных онлайн игр;
- социальное принудительное перевоспитание в виртуальных симуляторах лиц, совершивших преступление;
- Т9-зация и новые дислексанты, которые исключат необходимость владения навыками письма и точной формулировки мысли вследствие использования рекомендательных систем и систем автоподбора слов".

Чипизация, НМП, Реформа образования, Дигитализация, Глобализация, Трансгуманизм и трансгуманоиды, Форсайт Детство 2030, Наука и образование, future visions

Previous post Next post
Up