Грузия, Болгария, Афон - оппозиция "VIII собору" ширится

Jun 01, 2016 23:19

По мере приближения "великого всеправославного собора" все больше обнадеживающих известий из поместных Церквей.

25 мая свои принципиальные возражения обнародовала Грузинская Церковь.

31 мая веско выступил Афон - уже не только отдельные старцы и монастыри, но сам Священный кинот (обращение к патр.Варфоломею с критикой "собора" подписали все обители).

Михаил Боков / 31 мая 2016, 19.00
Афон идет в оппозицию

Документ с критикой Всеправославного собора подписали уже все святогорские обители

Священный кинот горы Афон потребовал поменять формулировки документов Всеправославного собора - таковы итоги совещания, собранного на Святой горе после того, как шесть афонских обителей выступили с критикой соборных материалов.

Священный кинот подготовил послание к Вселенской патриархии и ко всем поместным церквям, где по пунктам перечислены расхождения документов грядущего собора с Преданием Церкви и святоотеческой традицией. Это письмо подписали представители всех святогорских монастырей.

В первую очередь афониты согласились с тем, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной церкви. Нельзя использовать его применительно к инославным общинам, поскольку из-за этого создается впечатление, что спасение возможно и вне православия. В глазах многих людей происходит легализация еретических и раскольничьих сообществ, что недопустимо. «Святой и Великий Собор… да избежит термина "Церковь" по отношению к инославным, - цитирует послание святогорцев интернет-сайт AgionOros.ru. - Для обозначения инославных общин больше подойдет определение "христианские доктрины и исповедания"».

Также, по мнению кинота, нуждается в разъяснении и значение единства Церкви, о котором неоднократно говорит соборный документ, регламентирующий отношения с остальным христианским миром. Необходимо уточнить, что в единстве Церкви находятся только члены Православной церкви, Тела Христова, подчеркивают святогорцы: «Только к ним могут быть отнесены слова Иоанна Богослова "да будут едино, якоже и мы"».

Неприятие святогорцев вызвала также формулировка о «поиске утраченного единства христиан» в пункте 5 документа. Ее предлагается заменить на более конкретную - не поиск единства, но возвращение к истине удалившихся от нее христиан. На этот пункт неоднократно указывали критики соборных документов: единство возможно только через покаяние еретиков.

Священный кинот решительно высказался против соглашательских диалогов между Православной церковью и инославными. В первую очередь это касается совместных молитв и богослужебных действий, о недопустимости чего предупреждали еще Святые Отцы. Обеспокоенность святогорцев вызывает также участие православных в организациях экуменического толка, например во Всемирном совете церквей (ВСЦ). Присутствие там делегаций от поместных церквей нисколько не способствует возвращению в лоно истинной Церкви еретиков, и даже напротив - в голосах инославия размывается голос истины, производя смущение среди верующих, заключает кинот. Это недопустимо, необходимо прервать работу во всех подразделениях и комиссиях ВСЦ.

В своем обращении афониты настаивают на том, чтобы в документах собора были упоминания о соборах, имевших место при патриархе Фотии (IX век) и святителе Григории Паламе (XIV век). Упоминание необходимо, поскольку именно на тех соборах были показаны догматические расхождения с инославными и заблуждения последних. Патриарх Фотий осудил папский примат власти и «филиокве» (западную поправку в Символ веры, которая говорит, что Святой Дух исходит «и от Сына»); святитель Григорий Палама осудил латинское учение о тварности Божественной благодати. С инициативой напомнить об этом в документах собора впервые выступила Сербская церковь, однако эти предложения отклонили на предсоборных совещаниях.

Тексты предсоборных документов необходимо исправить, резюмирует Священный кинот. В противном случае они не будут выражать мнение всей Церкви и станут поводом для расколов и разделений.

Реакции на обращение кинота со стороны Вселенской патриархии пока не последовало, и трудно представить, какой она будет. Если Константинопольский патриарх Варфоломей проигнорирует послание афонитов, это может стать импульсом к глобальному протестному движению за чистоту веры и против священноначалия, ее исказившего. Разрозненное, оно существует и сейчас: отдельные голоса против собора раздаются в целом ряде поместных церквей, а в Грузии некоторые документы собора осудил Священный синод. Однако если к протесту присоединится Афон, это переведет антиэкуменическую борьбу на совершенно иной уровень. Само будущее патриарха Варфоломея окажется под вопросом, а вслед за тем возможен и уход «экуменического лобби» в других поместных церквях.

Всеправославный собор пройдет на острове Крит во второй половине июня. В апреле 2016 года шесть афонских обителей отправили послания Священному киноту с критикой соборных документов, а затем группа авторитетных святогорских старцев заявила о готовности прекратить поминовение вселенского патриарха (Афон находится в юрисдикции Вселенской патриархии), если формулировки собора не будут изменены.

И вот только что пришло известие из Болгарии: Болгарская Церковь настаивает на отложении Всеправославного Собора (если не будут учтены ее предложения).



Решение Св. Синода Болгарской Православной Церкви
от 1 июня 2016 года
в связи с Всеправославным Собором
(16-26 июня 2016 года, остров Крит)

Официальный сайт Болгарской Патриархии сообщает:

На сегодняшнем заседании Св. Синода БПЦ Болгарской Патриархии в полном составе, протокол № 12 / 1.06.2016 г., провел обстоятельные изыскания по вопросам, связанным с созывом Великого и Святого Собора Православной Церкви 16-26 июня 2016 года на острове Крит.

В связи с Всеправославным собором Св. Синод решил предложить его отложение, а также не участвовать в Соборе, если болгарские предложения о тематических и организационных изменениях не будут учтены и уважены.

Прежде чем занять данную позицию, Св. Синод принял во внимание следующие существенные причины и обстоятельства:

1) отсутствие в повестке дня Всеправославного собора особенно важных для Святого Православия тем, имеющих актуальное значение и требующих своевременного всеправославного соборного решения;

2) возникшие и официально заявленные Поместными Православными Церквами несогласия по некоторым уже одобренным текстам Собора;

3) невозможность, по уже принятому регламенту проведения Великого и Святого Собора Православной Церкви, редактировать тексты в ходе работы Собора;

4) предложенное расположение Предстоятелей Поместных Православных Церквей в зале, предусмотренном для проведения заседаний Собора, каковое расположение нарушает принцип равнопоставленности Предстоятелей автокефальных Православных Церквей;

5) неподходящее месторасположение наблюдателей и гостей Собора;

6) необходимость совершения больших и необоснованных финансовых расходов в случае участия БПЦ-БП в Соборе.

В результате голосования Св. Синод единодушно

Р Е Ш И Л:

I. Св. Синод настаивает на том, чтобы Великий и Святой Собор Православной Церкви от 16-26 июня с. г. был отложен с тем, чтобы подготовка к его проведению была продолжена;

II. В противном случае Св. Синод БПЦ-БП категорически заявляет свое решение о неучастии в работе намеченного на 16-26 июня с. г. Великого и Святого Собора Православной Церкви.

Что ж, дай-то Бог!

От нашего священноначалия, как водится, полный "одобрямс" плюс обвинения в "сектантстве" и едва скрываемые угрозы в адрес "ревнителей"-антиэкуменистов.

Восьмой "вселенский", Исповедничество, Экуменизм

Previous post Next post
Up