Формирование "глобальной этики": как и кем это делается

Nov 07, 2015 03:31

Оригинал взят у rabfac в Проект "Гарри Поттер"


История возникновения феномена «Гарри Поттера» показывает, что возможно быстрое изменение культурной традиции в мировом масштабе. Без участия средств массовой информации это было бы невозможно.

Из под ката:
Складывается впечатление, что проект «Гарри Поттер» был тщательно проработан, срежиссирован и успешно выполнен. Утрируя, можно сказать, что Шотландия создала контент, а США обеспечили финансирование проекта «Гарри Поттер». Вряд ли ставилась задача только получение прибыли, слишком уж идеологически он заряжен. В работе Медведевой и Шишовой «“Гарри Поттер”: стоп. Попытка экспертизы» достаточно убедительно выявлены разрушительные для детской психики идеи, заложенные в книге. Существует мнение, что подобного рода проекты вытекают из «глобального плана», предложенного А. Печчеи в рамках «Римского клуба», для выполнения которого нужна «коренная перестройка общественных институтов». С этой целью более полувека настойчиво формируется архетип нового человека, воспитываемого на массовых зрелищах, развлечениях, стремлении к роскоши и удовольствиям. Проекты «Гарри Поттер» и неслучайно упомянутые выше «Битлз» хорошо вписываются в эту гипотезу. Не случайно оба они возникли в Англии. Видимо, в английской культурной традиции есть что-то создающее питательную почву для такого рода проектов.
Первая книга Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» была ею написана в 1995 году, во время учебы в аспирантуре факультета современных языков (Moray House School of Education) педагогического университета «Гериот-Уотт»(Heriot-Watt University), Эдинбург, Шотландия.

Книга вызвала интерес в агентстве Кристофера Литтла в Лондоне, которое занималось в основном криминальными триллерами, а также любыми другими издательскими проектами, сулившими хорошую прибыль. Кристофер Литтл имел большой опыт работы в бизнесе морских перевозок в Гонконге, в конце 70-х вернулся в Англию, где открыл рекрутинговое агентство, и затем решил заняться издательским бизнесом.http://178.62.119.177/about/ (Для справки: Гонконг в 1983 году перестал быть английской колонией). Кристофер Литтл также был литературным агентом детского писателя Эдриана Джейкобса (Adrian Jacobs), который умер в 1997 году в лондонском хосписе. Его наследники выдвигали обвинения в плагиате к Роулинг, но проиграли процесс в суде. http://pro-books.ru/sitearticles/1880.

Кристофер показал рукопись своему партнеру, авторитетному литературному агенту Патрику Уолшу. На него книга произвела сильное впечатление. В начале 1996 г. с Роулинг заключили агентское соглашение и начали поиск издательства. Издательство «Блумсбери», где только что появился отдел детской литературы, который возглавил Барри Каннингем, перешедший в издательский бизнес из сферы маркетинга, за 1500£ (2500$) приобрело права на произведение. На момент заключения контракта Каннингем прекрасно был осведомлен о бедственном финансовом положении Роулинг, которая в это время заканчивала педагогический университет и жила с годовалой дочкой на нищенское пособие в £70 в месяц. Агентство, по контракту, получало 15% валового дохода от продажи книги на британском рынке и 20% дохода от проката поставленной по ней киноленты, а также оставляло за собой право заключения сделок с переводчиками и американскими распространителями.
Контракт действовал до 2001 года. После подписания контракта Роулинг получила самую большую из возможных стипендию от государственного Шотландского совета искусств ( Scottish Arts Council) - 8000£ (12 000$), хотя у нее еще не было ни одной опубликованной работы. В получении стипендии ей способствовала Дженни Браун, директор литературного отдела Совета.

После этого ее отправили на книжную выставку «Блумсбери» в эдинбургском «Кафе-Рояль», где издательство представляло новые работы авторов литературному кругу всей Шотландии. В условиях жесткой конкуренции в издательской среде приглашение на подобное мероприятие было огромной честью для еще не публиковавшегося автора. Ее рукопись уже получили ключевые фигуры собрания, включая Линдси Фрэзер, исполнительного директора Шотландского книжного концерна, который занимался пропагандой чтения среди населения. Там же состоялась личная встреча Роулинг и Фрэзер, специализировавшейся на детской литературе, от которой зависел успех распространения книги. По итогам встречи поддержка книги была гарантирована.

В 1997 г. «Блумсбери» было напечатано 1000 экземпляров книги. Затем изданную книгу Кристофер Литтл отвез в Америку на аукцион по продаже прав на издание, где она была представлена через 3 дня после выхода из печати. Ключевой закулисной фигурой аукциона был Артур А. Левин, директор Arthur A. Levine Books, подразделение Scholastic Corporation , которое появилось в 1996 году (http://www.underdown.org/levine.htm).

По совпадению, незадолго до этого из «Блумсбери» уволилась Дженет Хогарт и, уехав в Америку, устроилась в «Схоластик». Именно она обратила внимание Левина на «Философский камень». Левин предложил за книгу 100 000$ (66 666£), хотя, по его собственному признанию, ни за одну книгу он не давал такой суммы, которая была необычно крупной для не публиковавшегося ранее автора и достаточно крупной, чтобы вызвать большой ажиотаж. Scholastic_Corporation через Arthur A. Levine Books приобрела права публикации в США первой книги о Гарри Поттере. Тогда же книгой заинтересовался Голливуд - за право постановки фильма боролись две голливудские студии и один американский независимый продюсер. В 1999 году «Уорнер Бразерс» (Warner Bros. Entertainment, Inc.) заплатила за авторские права 1000 000$, что в мире кинематографа не считается крупной сделкой.

Интересно, как бы публика восприняла феномен «Гарри Поттера», заплати за него «Схоластик» чуть меньше? Конечно, никто не стал бы тратить ни времени, ни средств на «раскрутку». Но поскольку в нее было вложено столько денег, она просто обязана была иметь успех. Многие эксперты сомневались, что удастся продать в США первые 50 000 экземпляров - очень большой тираж для книги неизвестной писательницы. В рейтинге бестселлеров «Гарри Поттер» занимал 135 позицию, но, как и в Британии, к концу 1999 г. книги о Гарри Поттере занимали три первые строчки в списке бестселлеров года - литературный эквивалент «Битлз». Феноменальную популярность «Гарри Поттера» в США объяснить трудно. «Это ведь настолько британские книги, - говорит сама писательница. - В них нет ни американских героев, ни американской обстановки. Для меня это загадка».
Заключенный контракт вызвал ажиотаж в прессе, основной темой которого была сенсация: «Нищая мать-одиночка получает шестизначную сумму». После этого началась мощная рекламная кампания, организованная «Блумсбери», - интервью в прессе и общественные мероприятия. Через десять дней после выхода первой книги Роулинг уже дала интервью «Дэйли Телеграф», самой многотиражной государственной газете в Соединенном Королевстве.

В России контракт на издание Гарри Поттера был заключен в 2000 году с издательством «РОСМЭН». Это издательство начало свою деятельность в 1992 году. В 1993 году туда пришел Эдуард Успенский, который привел затем Григория Остера со своими «Вредными советами». После этого издательство стало коммерчески успешным. Остер ушел в 2000 году, как раз к началу издания Гарри Поттера. Первая книга Роулинг была издана тиражом в 30 тыс. экземпляров. Для сравнения, в издательстве «Эгмонт-Россия», которое также претендовало на «Гарри Поттера», объяснили, что для возврата аванса необходимо было продать не менее 50 тыс. экземпляров книги. «У нас не было уверенности, что мы сможем это сделать», - говорит генеральный директор компании Лев Елин. Книги в жанре фэнтези редко начинают издавать тиражами более 10 тыс. копий. Но, как и в кризисный 1998 год, на помощь пришла Европа (http://ko.ru/articles/4052). «РОСМЭН» находится в собственности иностранных юр. лиц (www.rusprofile.ru/id/13912), оборот издательской деятельности за 2001 год $20 млн., на 2002 год собственных полиграфических мощностей не было. Затраты на издание, прямую и косвенную рекламу, по всей видимости, были очень большие, если для этого пришлось выделить отдельный бюджет (http://ko.ru/articles/4052). Неясно только, кто это финансировал, может, иностранные партнеры?


Параллельно с изданием книг в сфере кинобизнеса почти два года шли переговоры с «Хэйдэй Филмз» (Heyday Films), возглавлявшейся Дэвидом Хэйманом. Сам он из семьи голливудских продюсеров, в январе 1997 г. вернулся в Лондон, где и основал эту компанию. До этого он работал в «Уорнер Бразерс» художественным руководителем, после чего был в течение нескольких лет независимым продюсером. Его компания имела право разработки творческого материала и поисков потенциальных партнеров для «Уорнер Бразерс». Первый фильм Heyday Films имел красноречивое название - «Людоед». Режиссером фильма о Гарри Поттере был выбран Крис Коламбус. «Я хотел обратиться в этом фильме к темной стороне…», - говорил он впоследствии о своём «детище». Контракт с Коламбусом был подписан 27 марта 2000 г. Фильм вышел в 2001 году.

Джоан Роулинг стала единственной женщиной Великобритании в списке миллиардеров Forbes за 2007 год. Британская писательница заработала на приключениях мага по некоторым оценкам 545 млн фунтов /более 1 млрд долл/. Киноверсии популярнейшей современной сказки пользуются большим успехом. На сегодняшний день рекордсменом по кассовым сборам остаётся первый фильм, которому чуть-чуть не хватило, чтобы достигнуть миллиардной отметки: $ 976 475 550. Первые шесть книг в серии о Поттере были переведены на 64 языка и распроданы тиражом в 325 млн книг, сделав Роулинг самой высокооплачиваемой писательницей Великобритании. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20070704/68330672.html#ixzz3mNosArrC

Подводя итог, можно сказать, что раскрутка книги о Гарри Поттере началась в Шотландии бизнесменами, имевшими большой опыт коммерческой деятельности (Кристофер Литтл и Барри Каннингем), причем последний пришел в как будто специально для этого недавно созданный отдел детской литературы «Блумсбери». И это не последняя случайность. Сразу после заключения контракта с издательством Роулинг получает максимально возможную стипендию от государственного Шотландского совета искусств по личной протекции директора по литературе. Наверное, это должно указывать на высочайший художественный уровень произведения? По-видимому, поэтому Роулинг получает допуск в литературную элиту Шотландии и гарантию поддержки со стороны Шотландского концерна, занимающегося пропагандой чтения. Таким образом ей сразу обеспечивается поддержка со стороны государственных институтов и литературного сообщества Шотландии.

По всей видимости, для дальнейшего распространения книги потребовались серьезные финансовые вложения. Логично искать их в самой богатой стране - США. Поэтому из «Блумсбери» увольняется Дженет Хогарт и «случайно» устраивается в «Схоластик», «случайно» странным образом сразу же оказывается доверенным лицом Артура Левина, «ключевой закулисной фигурой аукциона по продаже прав на издание книг в США», который как раз перед этим неожиданно создает Arthur A. Levine Books, подразделение Scholastic_Corporation. Далее Левин совершает нетипичный для самого себя поступок, предлагая на аукционе огромную сумму и объявляя тираж книги для произведения неизвестного автора в 50 000 экземпляров. Что «неожиданно» вызывает бешеный ажиотаж. Этот ажиотаж был грамотно поддержан рекламной компанией в прессе и просочившимися в газеты сведениями о борьбе в Голливуде за право постановки фильма. Хотя «Уорнер Бразерс» через «Хэйдэй Филмз», основаную выходцем из Голливуда в Лондоне (случайно) как раз после аукциона в США, купила авторские права только спустя два года.

Складывается впечатление, что проект «Гарри Поттер» был тщательно проработан, срежиссирован и успешно выполнен. Утрируя, можно сказать, что Шотландия создала контент, а США обеспечили финансирование проекта «Гарри Поттер». Вряд ли ставилась задача только получение прибыли, слишком уж идеологически он заряжен. В работе Медведевой и Шишовой «“Гарри Поттер”: стоп. Попытка экспертизы» достаточно убедительно выявлены разрушительные для детской психики идеи, заложенные в книге. Существует мнение, что подобного рода проекты вытекают из «глобального плана», предложенного А. Печчеи в рамках «Римского клуба», для выполнения которого нужна «коренная перестройка общественных институтов». С этой целью более полувека настойчиво формируется архетип нового человека, воспитываемого на массовых зрелищах, развлечениях, стремлении к роскоши и удовольствиям. Проекты «Гарри Поттер» и неслучайно упомянутые выше «Битлз» хорошо вписываются в эту гипотезу. Не случайно оба они возникли в Англии. Видимо, в английской культурной традиции есть что-то создающее питательную почву для такого рода проектов.

Информационная безопасность детей, Идеологии, Воспитание детей, Антикультура, Псевдодуховность, Глобализация, future visions

Previous post Next post
Up